07.08.2006  Доходность вложений в отели догнала офисы

   Как и в прошлые годы, по инвестиционной активности гостиничный сегмент продолжает занимать последнее место. Хотя в первом полугодии 2006 года по доходности инвестиции в отели высшего сегмента в центре Москвы сравнялись с офисными комплексами, инвесторы не спешат вкладывать в гостиничный бизнес. Эксперты рынка уверены, что низкие объемы инвестиционных сделок в этом сегменте связаны не только с инертностью мышления большинства участников рынка, но и с явным дефицитом качественных проектов и площадок в центре города.
   Отставание гостиничного сегмента в инвестиционном рейтинге компаний происходит по большей части в силу большой конкуренции с такими активно развивающимися сегментами рынка, как офисы и ритейл, отмечают эксперты. Зачастую многих останавливает и тот факт, что затраты на гостиничные проекты существенно выше, нежели в другие объекты коммерческой недвижимости.
   Требуется полное оснащение всех номеров, и сдать, как в случае в бизнес-центрами, помещения без отделки в случае с отелями просто невозможно. Девелоперов часто останавливает и то, что по многим проектам и без того невысокие ставки доходности еще и сложно спрогнозировать. К тому же гостиницы очень тяжелы в управлении. Это сложный бизнес, включающий огромный набор услуг, от ресторана и SPA-салона до конгресс-холла и самих номеров.
   Впрочем, если рассматривать гостиничный бизнес в долгосрочной перспективе, к примеру, на десять лет, то получается, что по доходности отели зачастую опережают офисы. На офисном рынке существует практика замораживания арендных ставок на несколько лет, на гостиничном же рынке владелец отеля может менять ценовую политику по своему усмотрению. Гостиницы в Москве с их высокими ценами (более $300 в среднем за номер) в первом полугодии 2006 года стали лидерами по доходности во всей Европе.
   И все же, несмотря на то, что отели высшего ценового сегмента по доходности сравнялись с офисными комплексами, игроки гостиничного рынка уверены, что в ближайшие несколько лет гостиницы не смогут по числу инвестиционных сделок перегнать офисный сегмент. Основная причина в том, что спрос на офисные помещения постоянно генерируется компаниями, работающими в столице, спрос же на номера зависит от потока туристов. При этом за последние десять лет поток приезжих в Москву, размещаемых в гостиницах, не превышает 4 млн человек. Для сравнения, в Лондоне этот показатель находится на уровне 28 млн, Париж - 25 млн. Среди основных сделок первого полугодия специалисты выделяют проект строительства гостиницы сетью Reval в районе метро "Улица 1905 года". Партнером прибалтийского оператора в Москве выступают акционеры официального дилера Mercedes-Benz компании "Панавто". Также причисляется к инвестиционным сделкам покупка сетью апарт-отелей Orco Group у девелоперской компании "Системы Галс" части гостиничноофисного комплекса на Покровке.