15.08.2006 Спасти село поможет...туризм Заработать деньги в сельской местности – задача не из легких. Низкий уровень жизни, отсутствие рабочих мест и другие факторы способствуют тому, что большая часть трудоспособного населения отправляется на заработки в другие регионы. А между тем, практически у каждого жителя провинциального города и деревни есть надежный способ обеспечить себе достойное существование. И имя ему – туризм. Своими соображениями на этот счет делится директор Тверского союза туриндустрии и президент компании «Комильфо» Валерий Иванов. - Для населения территории «Золотого пути России» между Москвой и Санкт-Петербургом туризм мог бы стать настоящим спасением и для бюджета муниципальных образований, и для каждого жителя в отдельности. У нас, конечно, нет нефтяных скважин и золотых приисков, но есть другое богатство, которое ценится не меньше – чистый воздух и экология. Экологической идеей сейчас увлечен весь мир. Повышенный спрос на услуги, связанные с чистотой экологии, влияет на развитие разных сфер жизни, в том числе и туристическую. Экотуризм становится все более популярным. По статистике, его доля в доходах от международного туризма достигает 10-15%. Не только иностранцы, но и жители российских мегаполисов, устав от суеты, все больше стремятся на дикую природу, желая окунуться в атмосферу сельского образа жизни. Предоставить им такую возможность и заработать на этом может каждый, главное – проявить фантазию. Практически любое производство, даже тривиальная картофельная грядка, может стать туристическим объектом. Если, конечно, подойти к вопросу творчески, например, посадить на ней какие-нибудь редкие сорта картофеля, поставить рядом стенд с видами картошки, рассказать о тех животных и насекомых, которые ее населяют, организовать мини-музей того же червяка. Это для сельских жителей подобные экспонаты не представляют никакого интереса, а иные иностранцы и горожане в глаза не видели, как растет картошка. В одной из стран существует такой музей червяка. По узкому 50-метровому коридору туристы передвигаются ползком, обозревая при этом «внутренности» червяка. Интерес у туристов вызывают самые обычные вещи. К примеру, у нас на Селигере отдыхающие одной из турбаз считают своим долгом посетить отдаленную деревеньку, чтобы увидеть… обычного кота с короткими кривыми ножками, правда, откормленного до 15 кг. Для пожилой хозяйки он – настоящий кормилец, т.к. благодаря таким экскурсиям она имеет значительную прибавку к пенсии. Источником дохода может стать и простая дача, если превратить ее в маленькую гостиницу. Стоимость проживания в таком домике от 200 до 400 руб. в день с человека (в зависимости от удобств). А если дача расположена в небольшом кооперативе, то стоит объединиться с соседями и организовать сказочный город гномов или средневековый поселок. Это не потребует больших затрат, лишь переделать интерьер, перекрасить забор, в общем, создать соответствующий колорит и, в таком месте придется по душе не только детям. Еще больший простор для фантазии предоставляет обособленное хозяйство, имеющее конкурентные преимущества по сравнению с дачным кооперативом. Проснуться с утра в бревенчатом доме, увидеть как в печке на сковородке шкворчит сало с картошкой, сорвать с грядки свежий лучок – мечта любого иностранца. За аренду деревенского дома они готовы платить от 300 рублей в сутки с человека, причем хозяевам вовсе необязательно покидать свое жилище. Живя привычной жизнью, работая в огороде, ухаживая за скотом, они будят у гостей желание помочь им. Примеры такого бизнеса есть и в нашей, и в других областях. К фермеру Юрию Хомякову год назад на Масленицу турфирма привозила всего 60 человек, а в этом году их побывало более 400. За два дня местные жители продали гостям практически все свои поделки, а молока и творога вообще не хватило. Кстати, экологически чистую продукцию фермерских хозяйств с удовольствием берут базы отдыха и санатории и платят, между прочим, по расценкам, превышающим рыночные на 20-30%. Я считаю, что развлекательный туризм сейчас более востребован, чем культурно-познавательный. Туристам уже недостаточно только наблюдать, им хочется участвовать в процессе. Одна из деревень Кашинского района предоставляет им такую возможность. Она давно чуть ли не полностью стала туристическим объектом. Здесь проходят различные народные гуляния, фольклорные праздники. Число туристов растет в геометрической прогрессии. А в деревне Домотканово жители вообще поставили прием туристов на поток. Одни пекут пироги, другие поставляют молоко, третьи поют. Каждую неделю сюда прибывает по 3-4 автобуса с туристами, а в праздники по 20-30 автобусов. Деревня уже не справляется с этим количеством и вынуждена приглашать помощников из соседних деревень. В том же Домотканово туристы смогли изменить менталитет населения, которое стало более предприимчивым. Например, в феврале этого года кто-то из гостей предложил создать музей пчелы. Через два месяца музей в виде двух ульев был построен и сейчас вовсю принимает туристов, продается мед, устраиваются дегустации. В деревне Тованово Калининского района Тверской области фермеру Светлане Максимовой мы сами предложили сделать туристический объект – «Индюшиную ферму». Подготовили экскурсию, сколотили загон, основали музей индюка – и туристический объект зажил. Оригинально решила Светлана проблему с помещением для приема пищи – туристы питаются в вигвамах, которые собираются за два часа до приезда группы. Фермер, увидев эффект от туризма, решилась взять кредит в 3 млн. руб. на расширение своего производства. В поселке Медное создана агротуристическая ферма, где хозяева не только производят итальянские сыры, но и построили гостевые дома. Всего три года назад они начали позиционировать свою ферму как туристический объект. Сегодня все дни у них расписаны и заняты туристами. Количество обслуживающего персонала выросло в три раза. Объемы продаж продукции туристам превышают объемы поставок на рынок. В Ярославской области есть целые деревни, где желающие могут получить мастер-класс по различным народным промыслам. В Псковской области большой популярностью пользуется деревня, где есть огромная баня, вместимостью 30 человек. Иностранные туристические группы заезжают сюда по дороге из Питера в Москву. Хозяйка лично парит гостей березовым веником, а потом угощает деревенским молоком и творогом. По своей популярности этот туробъект конкурирует с национальными музеями. Жители Углича активно создают различные частные музеи (кукол, водки, чайников и т.д.). В городе их более 30. Наверняка, подобные возможности есть в каждом селе и небольшом городке. Главное – научиться позиционировать свое дело как туристический объект и активно включиться в бизнес по привлечению заказчиков. А доход будет зависеть от усилий и фантазии, ведь туризм – это продажа эмоций. Развитие туризма между Москвой и Санкт-Петербургом чрезвычайно перспективно. Наличие большого числа покинутых и разрушенных деревень говорит о большой инвестиционной привлекательности региона, ведь эти земли так и остались поселковыми и в них значительно проще разместить этнографические деревни – гостиничные комплексы. Для оказания услуг туристам необходимы профессионально подготовленные аниматоры, режиссеры, актеры, необходимо возрождать ремесла и народные традиции, налаживать производство сувениров и дорогой экологически чистой продукции. Чтобы закрепить профессиональные кадры, нужна программа по обеспечению специалистов жильем. И здесь пригодятся те самые пустующие земли. Объединение туристической отрасли с сельским хозяйством без сомнения позволит превратить территорию между Москвой и Санкт-Петербургом в единый туристический объект, представляющий на международном рынке аграрную и самобытную Россию, сохранить русскую культуру и генофонд. |