08.09.2006 За спокойствие на курортах турист заплатит на 20 процентов больше Правительство одобрило поправки к туристическому законодательству, на основании которых в случае испорченного отдыха туристы смогут стопроцентно получить компенсацию ущерба у финансового поручителя туристической компании - банке или страховой компании. Однако эксперты считают, что это увеличит стоимость путевок на 10-20 процентов. Об изменении туристического законодательства разговор ведется с тех пор, как на рынке начали появляться обманутые туристы. Один из самых скандальных случаев произошел в начале июня с туроператором "Лук-тур", который оставил в Турции без жилья и еды более пятисот россиян. За год до этого "Дип-тур" и "Аз-тур" неожиданно объявили себя банкротами, бросив на произвол судьбы в той же Турции около 70 отдыхающих. Ни в первом, ни во втором случаях никому из "обманутых и покинутых" не удалось взыскать с мошенников ни копейки. Чтобы изменить ситуацию, и было принято решение: с 1 января 2007 года отменить "неэффективное" лицензирование туристической деятельности. Действительно, получить разрешение на этот бизнес сегодня проще простого - надо лишь заплатить 1300 рублей и набрать в штат семь человек. При этом компания, получившая лицензию, так же, как и незаконно действующий неотлицензированный туроператор, может "кинуть" туристов или вовсе скрыться с полученными деньгами. Только в этом сезоне в Ростуризм обратились более ста человек с жалобами на качество услуг, предоставленных отлицензированными компаниями. Основные претензии: "...обещали пятизвездочный отель, а привезли в трехзвездочный", "...сказали, что экскурсии входят в стоимость, но на месте пришлось за них платить", "...входящие в стоимость услуги после заселения в отель перекочевали в разряд "дополнительных" и другие. Что же придет на смену лицензированию? Согласно поправкам в Закон "Об основах туристской деятельности в РФ", подготовленным Ростуризмом и принятым правительством, лицензирование должны заменить финансовые гарантии. Теперь банки или страховые компании по соглашению с турфирмой станут выплачивать денежную компенсацию, если фирма не сможет выполнить условий договора с клиентом. Для компаний, продающих только зарубежные туры, зарубежные и туры по России, сумма гарантий должна составить 10 миллионов рублей, а для фирм, которые работают исключительно на территории нашей страны, - 1 миллион рублей. Туроператорам такая система, которая, кстати, успешно работает в большинстве европейских стран, обойдется в 2-5 процентов от суммы обеспечения, именно такую премию будут получать от оператора банки и страховщики за свое финансовое поручение. По мнению специалистов, столичные операторы без труда потянут такие выплаты, а вот региональные с маленьким оборотом - вряд ли. "Мы не исключаем возможности уменьшения этих сумм в рамках первого чтения законопроекта в Госдуме", - заявила "РГ" Валентина Лемчик, начальник Управления совершенствования законодательства в сфере туризма и лицензирования туристской деятельности Ростуризма. По мнению авторов законопроекта, в результате с рынка уйдут мелкие и ненадежные операторы. Но это, считают в Ростуризме, даже хорошо. "За всеми 10 тысячами операторов, у которых сегодня есть лицензия, уследить практически невозможно", - говорит Лемчик. Еще одно нововведение заключается в том, что все компании, получившие страховой полис или банковскую гарантию, будут внесены в специальный федеральный реестр, говорящий об их надежности и платежеспособности. Деятельность тех туроператоров, которые откажутся от условий этой "игры", будет считаться вне закона. Для потребителей появление финансовых гарантий означает только одно - они, предполагается, в любом случае получат компенсацию за испорченный отдых. "Раньше обманутый турист даже через суд не мог добиться возврата денег, - заявила замглавы Ростуризма Надежда Назина. - Судебному приставу даже нечего было изъять, так как у большинства компаний арендованное оборудование и ноль на банковском счете. Теперь вояжер вправе требовать деньги не у турфирмы, а у его финансового гаранта - который по решению суда просто обязан выплатить компенсацию, моральный вред и судебные издержки". Но, по словам Назиной, проштрафившийся туроператор скорее всего не станет доводить дело до суда, а пойдет на мировую. Несмотря на предполагаемый положительный эффект нового механизма, у него есть и "обратная сторона" - по мнению экспертов, туроператоры просто переложат расходы на гарантию на плечи граждан. Путевки могут подорожать на 10-20 процентов в зависимости от направления, популярности тура и сезона. Правда, по мнению специалистов, финансовые гарантии - не панацея от мошенничества. В сущности новый механизм не сможет стопроцентно оградить путешественников от обмана со стороны туроператоров (хотя наличие поручителя - это еще одна степень защиты), но зато предоставит возможность получить материальную компенсацию. Многие считают, что для обеспечения "безопасного отдыха" туристов логичнее было бы просто определить минимальную "планку" уставного капитала для туроператора. "Проблему финансовых гарантий для граждан, приобретающих туристические путевки, безусловно, нужно решать, - заявил корреспонденту "РГ" заместитель председателя Комитета ГД РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков, - но тот вариант, который предлагает правительство, излишне сложен. К тому же здесь, на мой взгляд, может иметь место лоббирование интересов страховых компаний. По моему мнению, можно очень просто решить вопрос установлением минимального размера уставного капитала фирмы для работы на туристическом рынке, скажем, в 1 миллион или 5 миллионов долларов. Потому что туристическим бизнесом, как социально значимым, должны заниматься только солидные компании. А все остальные детали, такие как страхование туристов, должны быть отданы на усмотрение самим турфирмам - в рамках конкуренции на рынке. Иначе эти нормы, установленные законодательно, обязательно приведут к удорожанию туристических путевок". Здесь хочется вспомнить похожий случай, когда власть оказала "медвежью услугу" владельцам мобильных телефонов, законодательно запретив брать плату за входящие звонки, что тут же привело к удорожанию услуг связи для граждан. Впрочем, правительственному законопроекту еще предстоит "предстать перед судом" депутатов Госдумы, которые вполне могут его здорово подкорректировать. Напомним, что данный законопроект предполагалось внести на рассмотрение депутатов еще весной, но он не дошел до Госдумы из-за множества согласований, и теперь его планируется рассмотреть в первые дни осенней сессии. |