07.10.2006 Сочи: ради олимпийских объектов предлагается изменить Земельный кодекс Департаментом имущественных и земельных отношений, экономики природопользования Министерства экономического развития и торговли РФ подготовлены поправки в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и Земельный кодекс Российской Федерации, которые должны открыть путь к реализации ряда мероприятий ФЦП "Развитие Сочи как горно-климатического курорта (2006 - 2014 гг.)", находящихся сейчас в противоречии с действующим законодательством. Речь идет о том, чтобы создать возможность для законного использования территории Сочинского национального парка для сооружения олимпийских объектов и в перспективе для развития там массового спортивного туризма. В частности, в законе "Об особо охраняемых природных территориях" предлагается снять запрет на расширение и строительство новых хозяйственных объектов на землях национальных парков, дать Правительству РФ право принимать решение о строительстве там физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, и разрешить передачу физическим и юридическим лицам в аренду для подобного строительства земельных участков в границах нацпарков. Также предлагается снять содержащееся в ст. 27 Земельного кодекса РФ положение об изъятии земель нацпарков из оборота и исключить из Ст. 95 положение о том, что земельные участки передаются государственным природным заповедникам и национальным паркам в постоянное (бессрочное) пользование. В П. 3 той же Ст. 95 Земельного кодекса предлагается внести изменение принципиального характера - во фразе "На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом" заменить слово "ограничение" на "осуществление". Данные законодательные положения, вносящие изменения в закон "Об особо охраняемых природных территориях" и в Земельный кодекс, предлагается включить в состав Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Рассмотрение этого законопроекта в Госдуме во втором чтении запланировано уже на 11 октября. "Изменения, которые предлагается внести в закон "Об особо охраняемых природных территориях" абсолютно неприемлемы. Они противоречат основным принципам действующего природоохранного и земельного законодательства и идут вразрез с современными тенденциями в правовом регулировании особо охраняемых природных территорий. В мировой практике все национальные парки используются исключительно для познавательного и экологического туризма и экстенсивной рекреационной деятельности, но не для организации массовых спортивных соревнований, - подчеркнул эксперт Гринпис России Михаил Крейндлин. - Что касается предложения лишить заповедники и национальные парки права бессрочного пользования земельными участками, то оно просто юридически безграмотно. В соответствии с тем же Земельным кодексом, такое право закреплено за всеми государственными и муниципальными учреждениями. Согласно закону "Об особо охраняемых природных территориях", государственные природные заповедники и национальные парки являются природоохранными учреждениями, находящимися в федеральной государственной собственности, следовательно, земельные участки могут быть им предоставлены только в постоянное (бессрочное) пользование". Также, по мнению эксперта Гринпис России, лишена всякой логики и сама по себе попытка внесения изменений в Земельный кодекс и Закон "Об особо охраняемых природных территориях" путем внесения их в текст Закона "О введении в действие Лесного кодекса РФ", поскольку предлагаемые изменения относятся к иной области законодательства, нежели та, которая регулируется Лесным кодексом. "Учитывая пристальное внимание российских и международных природоохранных организаций к ситуации вокруг строительства спортивных объектов на территории Сочинского национального парка, принятие подобных поправок в российское законодательство может повлечь за собой массовые акции протеста как в нашей стране, так и за рубежом. Не думаю, что это пойдет на пользу России в тот момент, когда Международный олимпийский комитет будет принимать окончательное решение по ее заявке на проведение Олимпийских игр 2014 года", - предупредил Михаил Крейндлин. "Меня удивляет то упорство, с которым Национальный олимпийский комитет настаивает на размещении нескольких олимпийских объектов именно в заповедной зоне национального парка в то время, когда существуют возможности для размещения их в другом месте", - заметил он. |