02.11.2006  Поправки в закон о туризме - снять с обсуждения

   Предприниматели категорически против принятия нового законопроекта, существенно влияющего на ситуацию на рынке туристических услуг. Таков лейтмотив собрания представителей туристического бизнеса в связи с принятием Государственной думой РФ в первом чтении проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», прошедшего в Центральном доме предпринимателя в Москве в среду, 1 ноября. Представители объединений предпринимателей и ассоциаций туриндустрии, инициировавшие проведение собрания, считают, что принятие данного законопроекта не только не решит вопросы защиты потребителей туристических услуг, но и приведет к монополизации туристического рынка и вытеснению малых предприятий из этой сферы бизнеса.
   Открывая собрание, президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, председатель Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы Александр Иоффе отметил, что инициативу по проведению данной встречи поддержали практически все ведущие объединения предпринимателей – РСПП, ОПОРА РОССИИ, «Деловая Россия», в нем участвуют представители Госдумы, СФ, исполнительной власти, многочисленные представители турбизнеса. Он напомнил, что принятие вышеназванного законопроекта в первом чтении уже вызвало достаточно серьезные споры и возражения. По его мнению, это закон создаст скорее больше негативных моментов, чем решит те вопросы, которые декларированы его разработчиками. Он не решит реальных проблем туристического бизнеса, в том числе защиты прав потребителей, что послужило основным побудительным моментом разработки закона, и создаст, с одной стороны, некий хаос при его принятии, с другой стороны, принесет ощутимые выгоды крупным операторам и может «вымыть» небольшие компании из этой активно развивающейся сферы предпринимательства.
   А. Иоффе считает, что последняя практика принятии законопроектов вызывает удивление, с какой легкостью правительство и Госдума принимают законы, не просчитывая последствия. Последний пример этому – принятие алкогольного закона, и "эта печальная история все еще не закончена". В то же время не принимаются крайне нужные предпринимателям законы, например, закон о развитии малого и среднего предпринимательства, применении ККТ плательщиками ЕНВД, зачете НДС при применении упрощенной системы налогообложения и др. Кроме того, когда обсуждаются законопроекты, которые затем откладываются в «долгий ящик», то собираются рабочие группы, рассматривается многочисленное число вариантов, идет согласование с предпринимательскими объединениями, общественностью – «интенсивное изображение деятельности с последующим отсутствием результата». Когда же «проталкивается» законопроект, который в связи с «заинтересованностью» исполнительной власти надо принять очень быстро, то все проходит в тиши кабинетов без консультаций с предпринимательским сообществом, быстро согласовывается и «вбрасывается» в соответствующие комитеты и принимается Думой, заключил глава РАРМП.
   Марина Савушкина, председатель комитета по туризму Московской ассоциации предпринимателей, остановилась на положениях законопроекта, которые не устраивают предпринимателей, и изложила основные негативные последствия его принятия. По ее словам, целью разработчиков закона было изменение влияния на турбизнес путем отмены лицензирования этого вида деятельности, введение финансовых гарантий, защита прав потребителей, создание благоприятных условий для развития туриндустрии. Однако содержание законопроекта выходит далеко за рамки продекларированных целей и не имеет в ряде случаев к ним никакого отношения, в значительной части направлено на радикальное изменение основ законодательства о туризме, разрушение сложившихся отношений на туристическом рынке России. Среди основных последствий введения законопроекта она назвала монополизацию рынка крупными туроператорскими компаниями, прекращение деятельности большинства мелких и средних турагентских компаний, сокращение объемов въездного и внутреннего туризма, резкое сокращение предложений и существенный рост цен на турпродукт, придание крупным туроператорам необоснованных преимуществ, сокращение занятости в этом секторе предпринимательской деятельности. Введение обязательных финансовых гарантий (банковских гарантий и страхование гражданской ответственности), по ее словам, не проработано должным образом и в предлагаемом виде не может быть осуществлено. Размер фингарантий (10 млн руб. для въездного и выездного туризма и 1 млн руб. для внутреннего) не имеет понятного расчетного экономического обоснования. Получение банковской гарантии может стать проблемой для многих предпринимателей, а весь процесс и документирование страхования гражданской ответственности вызывает много вопросов и затруднений у страховых компаний и объектов страхования. «В законопроекте масса несоответствий, в нем налицо тенденция усиления государственного контроля, которая не соответствует интересам развития туротрасли, продекларированной государством как приоритетной», - заключила М.Савушкина.
   Валентина Лемчек, начальник управления совершенствования законодательства в сфере туризма Ростуризма, заявила, что «огульная критика законопроекта уже неуместна», поскольку он прошел первое чтение в Госдуме, а «уместны только юридически оформленные предложения от субъектов законодательной инициативы». Законопроект, сообщила она, предполагает разработку подзаконных актов, таких как порядок предоставления услуг турагентами и порядок аттестации экскурсоводов и гидов.
   Отмену лицензирования В.Лемчек отнесла к необходимому шагу в связи с административной реформой, поскольку «оставить его в прежнем виде не представлялось возможным». «Поэтому пришлось ввести дополнительные механизмы госрегулирования в отрасли», - пояснила В. Лемчек. По ее мнению, все неурядицы на рынке туризма – по причине отсутствия ответственности туроператоров, в связи с чем потребовалось навести порядок в этой сфере. Введение единого реестра туроператоров, где будет информация об оформленных ими фингарантиях, она назвала эффективной заменой системы лицензирования. Введение фингарантий, считает В.Лемчек, «направлено на стабилизацию туррынка, а предлагаемый механизм финансовой ответственности выгоден не только потребителям, но и операторам, которые заинтересованы в стабилизации рынка, долгосрочной работе на рынке».
   «Работа над законопроектом была долгая, он тщательно выверялся. Закон юридически чистый и прошел очень долгие согласования в специальных инстанциях – правовом департаменте правительства и главном правовом управлении президента, где получено положительное заключение», - сообщила В.Лемчек.
   Сергей Шпилько, президент Российского союза туриндустрии сообщил, что в союз после опубликования поступали мнения от многих участников рынка, и в обобщенном виде их мнение можно выразить так: необходимо обновлять закон, институт фингарантий вводить тоже нужно, но предлагаемый механизм эти задачи не выполняет. Фингарантии не привязаны к стоимости путевки, для крупных компаний это приемлемо, а для малых частных компаний – непропорционально ответственности.
   Глава РСТ сообщил, что результаты недавнего заседания правления РСТ – предложение добиться привязки механизма фингарантий к экономической деятельности объекта регулирования. С. Шпилько считает, что механизм фингарантий навряд ли будет эффективно работать и проблемы у отрасли останутся. А обозначенные цели нового закона – защита прав потребителей, выход турбизнеса из "теневого" оборота и повышение капитализации рынка - направлены только на решение последней цели, но это «очень неэффективно за счет сокращения числа участников рынка».
   Выступившие на собрании предприниматели, в том числе из регионов России – Ивановской и Челябинской областей – были против принятия данного законопроекта. В случае же его принятия, по их мнению, необходимы существенные доработки. Предложения предпринимателей касались, прежде всего, введения механизма фингарантий, который надо радикально пересмотреть. Они подчеркивали, что принятие законопроекта приведет к сворачиванию свободного туристического рынка, особенно в регионах, а также к его монополизации, сокращению числа действующих на рынке туристических компаний, особенно субъектов малого предпринимательства.
   В заключение участники собрания приняли резолюцию, которая будет направлена в Администрацию Президента РФ, Госдуму, Совет Федерации, органы исполнительной власти.