03.02.2007 Бумажный авиабилет уходит в прошлое Уже в этом году любой россиянин сможет оплачивать и оформлять билеты, не выходя из дома или офиса. Исчезнет и проблема потери билета или забывчивости пассажира – достаточно будет лишь предъявить в аэропорту документ, удостоверяющий личность. Долгожданное событие произошло, благодаря Министерству юстиции РФ, которое зарегистрировало приказ министра транспорта РФ Игоря Левитина "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации". О готовности внедрить безбумажные технологии на своих линиях на сегодняшний момент уже заявили порядка 10-ти национальных авиаперевозчиков. По прогнозам, благодаря переходу на электронный билет, российские авиакомпании сэкономят до 300 млн. долл. Электронный билет – это провозной документ без бумажного носителя, который значительно упрощает процедуры регистрации на авиарейсы. Такие билеты применяются во многих странах мира, и отсутствие его в России долгое время было сдерживающим фактором в интеграции российских авиакомпаний в глобальный авиационный альянс. Еще в 2004 году международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) рекомендовала входящим в нее авиакомпаниям к 2007 году перейти на электронное оформление пассажирских авиаперевозок. Тем не менее, все эти годы российское законодательство по-прежнему отказывалось признавать электронный билет в качестве полноценного финансового документа. Загвоздка была в том, что билет является формой отчетности, а российская налоговая инспекция не принимает к аудиту электронные аналоги. По законодательству РФ, документ должен быть обязательно на бумажном носителе, кроме того, должен быть заверен соответствующим образом. E-ticket же не существует в реальном мире, единственное его материальное воплощение - распечатанный на принтере посадочный талон. Поэтому, даже несмотря на существование системы онлайн-бронирования, российские авиакомпании были вынуждены выдавать билеты. Похожую на электронный билет услугу предлагали альянс AirUnion, Уральские Авиалинии, Трансаэро, Сибирь и Аэрофлот. Однако можно было купить билет на сайте перевозчика, но за его бумажным воплощением все равно приходилось ехать в авиакассу или забирать билет в аэропорту. Между тем, удобство электронного билета признали во всем мире, в первую очередь, из-за простоты его покупки: зашел на сайт, выбрал нужные даты, оплатил с карточки и распечатал на собственном принтере посадочный талон. Вот и вся процедура. Ехать никуда не надо, нет зависимости от времени работы касс. Опять же, электронный билет физически невозможно потерять и его нельзя украсть. К тому же многие авиакомпании при покупке электронного билета предлагают скидку от 5%. Сегодня с использованием электронных билетов в США продается до 90% перевозок. Эта технология используется и на 140 европейских маршрутах. Электронные билеты уже продаются в Испании, Скандинавских странах, Польше, Словакии, Филиппинах, Таиланде. С 1 января 2007 года электронный билет вошел в обращение во всех государствах Евросоюза. Ожидается, что к концу этого года 100% европейских перевозок будет осуществляться с использованием электронного билета. А с 1 января 2008 года весь мир переходит полностью на электронную систему регистрации и продажи билетов и отказывается от бумажных носителей. В электронных билетах заинтересованы не только авиапассажиры, но и авиакомпании: снижение организационных и накладных расходов сразу дает им 5% чистой экономии. И как гласит мировая статистика, переход на электронную систему продажи билетов увеличивает прибыль компании на 2%, в основном за счет увеличения прямых продаж. Например, AirUnion с переходом на электронный билет планирует вообще отказаться от услуг офисов продаж, что позволит сократить расходы. По мнению экспертов отрасли, введение электронного билета позволит авиакомпаниям экономить 9-10 долларов с каждого билета. Также выгодно внедрение электронных билетов туристическим компаниям, поскольку оформление таких документов экономит время и нервы как самим туроператорам, так и туристам. До сих пор онлайн-продажи в большей степени были востребованы зарубежными пассажирами. Тому есть простые объяснения - Интернет до сих пор не является для россиян общедоступным, да и банковские карточки имеют всего 10% населения. Учитывая исконное недоверие наших сограждан к оплате услуг через Интернет, можно прийти к выводу, что новая услуга вызовет у них на первых порах вполне ожидаемое недоверие. Если банки до сих пор не смогли убедить всех и каждого в том, что карточка - это удобно, то какие же аргументы придется приводить авиакомпаниям, чтобы заставить потребителя покупать билеты через Интернет. Думая, как приучить россиянам к этой услуге, одним из способов уже называются специальные тарифы на билеты, продающиеся в Сети. Так, например, "Аэрофлот" со временем планирует ввести web-only тарифы. И другие авиакомпании уже предлагают на сайте более выгодные тарифы. У AirUnion и S7 билет, забронированный и оплаченный в интернете, обойдется пассажиру на 5% дешевле, а "Уральские авиалинии" предлагают скидку 25%. Несмотря на все идеологические и технологические трудности по внедрению Е-билетов, со временем их бумажный аналог непременно уйдет в прошлое. И тогда единственной сложностью для пассажира останется необходимость самостоятельно разбираться в огромном количестве различных тарифов и сборов, скидок и спецпредложений. |