20.03.2007  В Госдуму внесен законопроект о портовых ОЭЗ

   Вопросе о создании портовых особых экономических зон (ОЭЗ), который обсуждается уже не первый год, наметились некоторые сдвиги. Депутаты наконец-то внесли в Госдуму законопроект, направленный на создание в России этих самых портовых ОЭЗ. Документ обещает потенциальным инвесторам ряд налоговых и таможенных преференций, а также продлевает срок, на который создаются зоны, до 49 лет. Впрочем, чтобы получить статус резидента такой ОЭЗ, компаниям придется выложить немалую сумму. Продолжение Закон об особых экономических зонах портового типа предполагалось принять еще до конца прош­лого года. Подготовленный Минэкономразвития документ Минтранс одобрил еще прошлой весной. По­следние полгода чиновники потратили на экспертизу и доработку налоговых и таможенных режимов, которые будут осуществляться в рамках портовых зон. В январе документ был согласован и передан на экспертизу в Министерство юстиции. Как сообщил председатель дум­ского комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгений Федоров, вчера груп­па депутатов внесла в Государ­ственную думу проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части создания портовых особых экономических зон». По словам зампреда комитета Елены Паниной, этот законопроект предусматривает возможность создания на территории России портовых ОЭЗ. Законопроект предусматривается увеличение до 49 лет срока, на который предлагается создавать портовые ОЭЗ. Как известно, все остальные ОЭЗ создаются на 20 лет. В пояснительной записке к проекту федерального закона говорится, что такое решение было принято исходя из длительного периода окупаемости портового хозяйства, высокой стоимости основных фондов и необ­ходимости неизменности правового режима в течение длительного периода времени для гарантии условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности. По мнению экспертов, это изменение является неплохим знаком. «Хорошо, что срок создания портовых зон хотят продлить до 49 лет, - замечает главный редактор «ПортНьюс» Надежда Малышева. - Если одновременно с этим примут закон о портах и там сохранится положение о долгосрочной аренде причалов, такая законодательная база даст возможность резидентам экономических зон активно привлекать недорогие кредиты, а значит, строить и развивать мощности».
   В свое время камнем преткновения для Минэкономразвития и Минфина стал вопрос о налоговых и таможенных преференциях. Согласно данному законопроекту на территории портовых ОЭЗ предлагается использовать режим свободной таможенной зоны. Эта мера, по мнению авторов законопроекта, будет способствовать усилению привлекательности получения данного статуса и создаст благоприятные условия для привлечения средств в развитие портов. Эти нововведения также положительно оцениваются экспертами. «В принципе все предлагаемые меры выглядят логично и своевременно, - сказал аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков. - Вопрос в том, как все это будет реализовываться на практике. Проблем с невзиманием или возмещением НДС в России всегда хватало». Однако законопроект все-таки оказался не лишен своей ложки дегтя. Как выяснилось, в нем изначально заложены весьма серьезные требования по объему инвестиций к будущим инвесторам. Так, при создании и развитии инфраструктуры нового порта инвесторы обязаны осуществить капитальные вложения в сумме не менее 100 млн. евро, при создании и развитии инфраструктуры нового аэропорта — не менее 50 млн. евро, а при реконструкции и развитии дей­ству­ющей инфраструктуры порта (аэро­порта) — не менее 3 млн. евро.