04.07.2007  Минтранс утвердил новые авиационные правила

   Министр транспорта России Игорь Левитин своим приказом утвердил новые Федеральные авиационные правила (ФАП). Вчера пресс-служба Минтранса сообщила, что документ направлен на регистрацию в министерство юстиции. Эта процедура занимает до 20 дней, поэтому вступления ФАП в силу следует ожидать в начале августа. ФАП закрепляет общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов. Действующие базовые документы по этим вопросам были приняты еще в СССР. ФАП выгодно отличаются от них в части защиты прав пассажиров и повышения стандартов обслуживания. Впрочем, по словам представителей авиакомпаний, наиболее важные из этих новшеств уже внедрены в практику либо отдельными распоряжениями Минтранса, либо по инициативе самих авиаперевозчиков, ориентирующихся на зарубежный опыт. До сих пор перевозка людей и грузов на внутренних линиях страны определяется правилами, утвержденными министерством гражданской авиации СССР в 1985 году. А соответствующие нормы для международных маршрутов были введены тем же давно исчезнувшим ведомством в 1986-м. Пресс-служба Минтранса обнародовала два важных отличия новых российских авиационных правил от старых. В советской (то есть действующей) версии документа про утерянные авиабилеты говорится: "не возобновляются, дубликаты не выдаются и уплаченные за билет деньги не возвращаются". В новых ФАП про ту же самую ситуацию сказано, что если билет был пассажиром утрачен, неправильно оформлен либо поврежден, то перевозчик обязан немедленно принять все меры и установить факт заключения договора о воздушной перевозке пассажира. Если окажется, что такой договор действительно был, то авиакомпания обязана взять пассажира. Впрочем, заместитель гендиректора "Трансаэро" Сергей Быхал заявил, что его фирма в подобных случаях так и поступает, поскольку это соответствует современной международной практике. После того как "Трансаэро" и другие российские авиакомпании перейдут на использование электронных билетов, эта проблема потеряет актуальность, считает он.
   ФАП содержат также очень строгие нормы обслуживания пассажиров на земле в случае задержки рейсов. Так, при задержке по любой причине (по вине авиакомпании, из-за погоды или из-за чего-либо еще) регулярного или чартерного рейса более чем на два часа компания обязана обеспечить своих пассажиров прохладительными напитками, через четыре часа - покормить их горячим, а через восемь часов ожидания днем (или более шести часов в ночное время) разместить их в гостинице. Причем все это компания должна предоставить бесплатно. Кроме того, на нее возлагаются дополнительные обязанности обеспечить пассажиров связью, разместить детей до семи лет и сопровождающих их взрослых в комнате матери и ребенка, доставить клиентов в гостиницу и обратно в аэропорт.
   Директор по коммуникациям компании "ВИМ-Авиа" Сергей Пинчук сказал, что эти нормы не являются ни для его фирмы, ни для других российских авиаперевозчиков полной новостью. Они уже установлены специальным приказом Минтранса в марте этого года. Г-н Пинчук затруднился предсказать, увеличится ли средняя стоимость чартерных перевозок в России, когда все компании станут добросовестно исполнять эту часть ФАП.
   Зато Виталий Коренюгин, пресс-секретарь компании-дискаунтера Sky Express, честно признался, что кое-какие проблемы в его фирме из-за ФАП возникают. Действующие тарифы Sky Express предусматривают, что напитки, еда, ночлег и т.п. дополнительные услуги при задержке рейса полагаются только пассажирам, заплатившим специальный сбор - 250 руб. ФАП прямо запрещает какие-либо денежные сборы в подобных случаях. "Вероятно, мы совсем не откажемся от взимания денег за дополнительные услуги, поскольку это традиционный источник дохода для авиакомпаний-дискаунтеров, неотъемлемая часть данной бизнес-схемы, - сказал г-н Коренюгин - Над тем, как совместить это с требованиями ФАП, наше начальство как раз сейчас размышляет".
   Геннадий Лощенов, о назначении которого заместителем руководителя Федерального агентства воздушного транспорта вчера объявил Минтранс, пообещал компаниям - нарушителям ФАП самое строгое возмездие, вплоть до ограничений на выполнение полетов.