25.07.2007 Турфирмы составили черный список туристов В интернете появился сайт с черным списком так называемых «профессиональных туристов», цель которых не отдых, а выкачивание из турфирм денег. По мнению автора идеи, туркомпании «Джин-Тур», ресурс защитит турбизнес от подобных недобросовестных клиентов, что в свете введения с 1 июня механизма фингарантий в туризме, по которому фирма отвечает перед туристом своими деньгами, особенно актуально. Правда, эксперты считают, что в России проблемы расплодившихся профтуристов не существует, а турбизнес раздувает ее намеренно, чтобы прикрывать проколы в собственной работе. Надо заметить, что из всех приведенных на сайте историй нет ни одной, где бы описывались реальные претензии клиентов. Основные жалобы турфирм сводятся к рассказу о том, как туристы, забронировав тур, в итоге купили его у другой фирмы либо после поездки явились в офис и, кинувшись на сотрудников турфирмы, стали "драться и царапаться из-за того, что на новогоднем банкете было слишком мало горошка в салате оливье". При этом все истории размещаются на сайте анонимами, так что проверить подлинность той или иной информации невозможно. Зато создатели ресурса советуют: прежде чем начать работать с туристом, надо удостовериться, что их нет в черном списке, поскольку это поможет сберечь не только нервы, но и финансы. С юридической точки зрения, как пояснил специалист юридического агентства Persona Grata Георгий Мохов, эти публикации могут расцениваться как клевета, потому что информация не подкреплена документальными подтверждениями. То есть туристы могут подать в суд на владельцев сайта, разместивших информацию. «В российской юридической практике нет такого понятия, как профессиональный туризм, - рассказал Георгий Мохов. - Существует понятие потребительского рэкета. Это когда потребитель требует возмещения вреда больше его реальной стоимости, то есть пытается заработать на конфликте. В основном в таких случаях речь идет о моральном вреде. Есть такое и в туристической сфере, но не в России. У нас особенная правовая система. К примеру, за моральный ущерб за убийство единственного кормильца в семье у нас полагается только 300 тысяч рублей. Поэтому если вы будете жаловаться на то, что цвет занавесок в вашем номере вас раздражал или по вам ползали тараканы, даже мизерной компенсации вам не присудят. Мы не в Америке». По мнению аналитиков рынка, цель создания подобных сайтов - умышленное нагнетание обстановки со стороны турбизнеса, дабы не обострять обстановку вокруг реальных промахов в работе туркомпаний. По словам руководителя Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, нагнетание темы профессиональных туристов происходит потому, что это выгодно в первую очередь турбизнесу. «Случаи, когда турист недоволен количеством мебели в номере, на самом деле не слишком волнуют туроператоров - ни о каких компенсациях речи не может идти. Проблемы у туроператоров начинаются тогда, когда им выставляют счет за реальные промахи в работе, к примеру, вместо оговоренного в контракте отеля туриста заселяют в более дешевый или не заселяют вообще. Тогда-то компании и поднимают раскрученную ими же самими тему потребительского рэкета, видимо, в надежде повлиять на суд. Но если нарушение условий контракта налицо, уже неважно, кто от этого пострадал: обычный турист или профессиональный", - заявил Дмитрий Янин. |