31.07.2007  Республика Коми: въездной туризм пока развивают только энтузиасты-частники

   
   Чтобы туризм стал источником дохода для бюджета Республики Коми, сначала необходимо потратиться на его развитие. Для этого нужно принять целевую программу, разработать стратегию развития отрасли, предусмотреть средства в бюджете, считают члены Координационного совета по малому предпринимательству при правительстве РК.
   Специфика Коми, края, где “девять месяцев зима, а остальное - лето”, такова, что большинство северян во время отпуска стремятся на юг. Турфирмы в республике как раз и создавали для того, чтобы помочь осуществить такие поездки. Потому наиболее популярные маршруты пролегают в южном направлении: в Турцию, Египет, на Кипр, в Венгрию, Болгарию.
   Востребованными остаются полюбившиеся еще с советских времен традиционные курорты бывшего СССР: Черноморское побережье, Абхазия и Крым. Не иссякает спрос на путешествия по “Золотому кольцу”, в круизы по рекам России, на экскурсионные туры в Петербург и Москву.
   Замдиректора турагентства “Дилижанс” Светлана Першукова констатирует: “В среднем на внутренний туризм приходится до 40% от всех проданных путевок. К сожалению, его качество оставляет желать лучшего: цены растут, а сервис и отношение к приезжим остаются на прежнем низком уровне”. При этом медленно, но все-таки растет потребность в путешествиях по малой родине. Среди десятков турфирм республики появились первые туроператоры, которые предлагают путевки в заповедные уголки Коми края. В их числе - компания “Лингва-Тур”. Здесь считают, что “перспективы у въездного туризма есть”.
   Поначалу сотрудники “Лингва-Тур” устраивали экскурсии в Сыктывкар для школьников из других городов и районов республики. Потом, по предложению республиканского Центра по туризму, организовали для студентов ряд поездок в национальный парк “Югыд ва”, участвовали в разработке туров в Ижму и Усть-Цильму.
   А в прошлом году “Лингва-Тур” уже принимала участие в специализированной выставке для туроператоров в Москве, где было представлено семь туров для желающих поехать “за туманом и за запахом тайги” или промчаться “на оленях утром ранним”. Несколько заявок на путевки поступило прямо в дни работы выставки.
   Положительную роль сыграли информация, размещенная на сайте компании, и презентации экзотических туров на мероприятиях международного уровня. Один из них - “Северная деревня”. Речь идет о деревне Сизябск Ижемского района, где усилиями энергичной пенсионерки-предпринимательницы Зинаиды Вокуевой создан целый туристский комплекс. В него входят гостевой деревянный дом, дом-музей, под крышей которого представлен быт семьи ижемских оленеводов, настоящий чум - традиционное жилище оленеводов. Изюминка “Северной деревни” - живые олени, которых можно покормить, а также впрячь в сани и покататься.
   Зимой туристам предлагают покататься на деревянных санках с огромной горы, покидать аркан, отобедать в чуме, пощеголять в традиционных ижемских куртках из сукна - парках, научат мастерить амулеты-обереги из меха и замши.
   Летом гостей Зинаиды Павловны ждут не менее интересные занятия и забавы: катание на лошадях, баня, сенокос, сбор грибов-ягод, лечебных трав, местные праздники. Приезжих здесь привечают квасом, который можно научиться готовить, и простой деревенской едой - шаньгами, кашей с лесными ягодами, парным молоком, рагу из оленины.
   Еще два тура зазывают любителей экзотики в Усть-Цильму. Один из них дает возможность побывать на усть-цилемской Горке - древнем старообрядческом празднике. Турпоездками на Крайний Север интересуются не только жители республики и России, здесь уже побывали небольшие группы иностранцев из Финляндии, Канады, Германии.
   “Мы сами не можем и не должны делать туры. Мы их только продаем, - объясняет заместитель директора “Лингва-Тур” Людмила Кожевина. - И местные администрации не должны этим заниматься. Их задача - найти в районе талантливых людей, таких как Зинаида Вокуева из Сизябска, и помочь им воплотить мечту о местном туризме в жизнь”.
   Администрация Ижемского района поддерживает инициативы своих земляков по развитию туризма. Зинаида Павловна, например, получила от муниципалитета одно из помещений в долгосрочную аренду, стала обладателем гранта, средства которого были пущены на обустройство постоялых домов для туристов.
   В каждом районе республики, как в Ижемском, наверняка отыщутся такие же энтузиасты или предприниматели и места, которые можно показать приезжим, церкви, музеи, дома, сохранившиеся традиции, праздники и ремесла. Туристам важен эксклюзив, индивидуальный подход, считают специалисты “Лингва-Тур”, именно на это и надо ориентироваться при создании туров.
   В глубинке есть своя изюминка, экзотика, есть энтузиасты-частники, но нет приличных гостиниц, предприятий питания и сферы обслуживания, нет опыта и кадров, а зачастую нет даже элементарной связи, транспорта и дорог. И это серьезно мешает развитию местного туризма. В тот же Сизябск, где созданы прекрасные условия для туристов, большую часть года просто невозможно добраться - нет переправы через реку.
   Как констатировали члены Координационного совета по развитию предпринимательства при правительстве РК, проблемы развития инфраструктуры, сервиса, кадров необходимо решать на государственном уровне, только в этом случае туристическая отрасль республики будет приносить ощутимую прибыль, влиять на экономику региона и обеспечит занятость населения даже в самых отдаленных уголках.
   Заместитель главы Республики Коми - министр финансов республики Вячеслав Гайзер признал, что какой-либо взвешенной политики, стратегии в отношении туризма не выработано, органы исполнительной власти только формально отвечают за этот вопрос и занимаются им по остаточному принципу. От имени Координационного совета в правительство РК будут направлены рекомендации предпринимателей о том, какое ведомство могло бы заниматься выработкой стратегии и другими проблемами развития въездного туризма.
   Члены Координационного совета взялись разработать и представить органам власти РК формы государственной поддержки по развитию внутреннего туризма, которые предложено учесть при формировании бюджетной политики на следующий год и трехлетний период.