08.08.2007  Россияне могут развивать турбизнес за рубежом

   Сегодня на долю туризма приходится более 10% мирового валового продукта, более 10% налоговых поступлений в мировую экономику и каждое 20-е рабочее место в мире. В наиболее развитых с туристической точки зрения странах один визитер в среднем обеспечивает работой от 10 до 20 человек, занятых в гостиничном и ресторанном бизнесе, производстве сувениров и индустрии развлечений. Крупный бизнес активно проявляет себя на ниве развития новых курортов и строительства отельных комплексов, малый и средний бизнес стремится занять сферу обслуживания.
   В России туристическую отрасль пока нельзя назвать развитой, поэтому отечественные владельцы капиталов, ориентированные на вложения именно в эту сферу, нередко ищут применения своим деньгам за рубежом.
   Например, в Турции туризм объявлен стратегической отраслью экономики, правительство этой страны поощряет любые вложения в развитие курортов. Местные власти пристально следят за соблюдением норм зонирования и сейсмоустойчивости, однако во всем остальном никаких бюрократических препон инвесторам стараются не ставить: зарегистрировать фирму можно чуть ли не за несколько часов, в крайнем случае - за несколько дней, так же быстро открыть счет в банке, при этом особо не утруждая себя объяснениями о происхождении капиталов. Вторая составляющая особой привлекательности Турции - наличие все еще большого количества пригодной для строительства земли. При этом и сама земля, и рабочая сила, и все прочие составляющие проекта в Турции заметно дешевле, чем, например, в Испании. Если же речь идет о покупке готового объекта, то местные риэлторы могут предложить средней величины отели категории «3-4 звезды» стоимостью от 1 до 7 млн евро или совсем небольшие, частные отели за еще меньшую сумму. Третий немаловажный момент - климат: зимой в Турции +18, так что и строительный, и туристический сезоны можно считать круглогодичными. Кроме того, несколько лет назад турецкие власти законодательно разрешили россиянам приобретать недвижимость в Турции.
   Есть у российского туристского бизнеса возможности работать и в Болгарии, однако их значительно меньше: здесь уже сравнительно немного свободных территорий. Относительно незанятой можно считать 90-километровую зону между Варной и Бургасом, однако здесь инвесторам предстоит практически заново создавать инфраструктуру, решать массу вопросов с прежними собственниками и строить гостиницы площадью как минимум 800 кв. м, причем как можно ближе к морю. Похожая картина и горнолыжных болгарских курортах - Памопрово, Боровец, Банско. Специалисты советуют присмотреться к Витоше - расположенному всего в 20 км от Софии самому высокогорному курорту Болгарии: инвестиции в его развитие сегодня не слишком велики, хотя горнолыжный курорт по соседству со столицей страны - уникальное сочетание.
   Вниманию представителей среднего бизнеса Болгария готова предложить и другие варианты. Первый из них - капиталовложения в региональные туристические проекты, связанные с развитием сельского, экологического, конного, винного и прочих видов туризма, популярность которых растет из года в год. Создание детского лагеря отдыха и центра сельского туризма в Благоевградской области, спортивного центра Перелик, конной базы в городе Доспат и сети небольших гостиниц в городе Баните Смолянской области, горного спортивного центра в городе Берковеца, грязелечебницы на озере Тузла (район Шабла) – лишь часть из этих проектов. При этом в болгарских регионах цены все еще остаются весьма скромными: например, бюджет создания центра в Благоевграде год назад оценивался всего в 40 тыс. евро, а продажная стоимость старых строений в районе Шабла - 22-40 евро/кв. м.
   Второе крайне перспективное направление развития болгарского туристического рынка - бальнеология. Именно на нее Болгария, являющаяся одним из европейских лидеров по числу минеральных источников, делает сегодня особую ставку. По оценкам Национальной ассоциации по бальнеологии и туризму Болгарии, в данный момент используется лишь 30% источников, остальные 70% либо вовсе не разработаны, либо фактически находятся в «замороженном» состоянии. Инвестор, изучив ситуацию, может найти вариант, сочетающий бальнеологию с морским, горнолыжным, горно-климатическим, экскурсионным, конгрессным, сельским туризмом.