07.09.2007  Кто приглянётся «Томасу Куку» в России?

   «Thomas Cook», второй после «TUI» туристический концерн в Европе, рассматривает возможность своего выхода в ближайшее время на российский рынок. Об этом на днях заявил на пресс-конференции в Лондоне гендиректор объединенной компании «Thomas Cook & MyTravel» Мэнни Фонтела-Новоа (Mr. Manny Fontela-Novoa). Помимо России, концерн проявляет заинтересованность в туристических рынках Китая и Индии. Впрочем, судя по полугодовому отчету компании, такая экспансия планируется ей не от хорошей жизни. Российские эксперты туристического рынка также расходятся во мнении о перспективах «Thomas Cook» в нашей стране. «Российский рынок перспективен для нас. Россияне активно путешествуют в Турцию и Египет, где давно работает наша компания», - цитирует топ-менеджера туристического концерна ИА «Reuters». По его словам, компания «сделала шаг вперед в оценках рынков этих стран и ищет варианты для развития». Впрочем, сама пресс-конференция была посвящена итогам работы компании за первое полугодие, и хотя руководство концерна уверено в достижении компанией высоких результатов по итогам всего года, текущие результаты не внушают оптимизма аналитикам рынка. Многие из них назвали представленный концерном отчет «пессимистичным», ведь турпоток компании уменьшился за прошедшее лето на 6%, а котировка её акций на лондонской бирже за последние три месяца упала почти на 15%, сократившись с 3.31 до 2.82 фунтов стерлингов за акцию. При этом приход компании «Thomas Cook» в Россию в ближайшее время вполне возможен, считают эксперты отечественного туристического рынка. Однако успех такой экспансии остаётся под вопросом. По крайней мере, все предыдущие выходы мировых туристических брендов в Россию не принесли с собой сколь-нибудь заметного передела рынка в их пользу. «Поглощения и слияния, это закономерный капиталистический процесс расширения любого крупного бизнеса. На российский рынок неизбежно прейдут все крупные туристические компании мира, но независимо от них у нас уже начались собственные активные процессы укрупнения бизнеса», - считает Алексей Каширский, замдиректора компании «Нева». «Покупки российских турфирм мировыми брендами – положительная тенденция. Она говорит, прежде всего, о том, что российский туррынок становится привлекательным для инвесторов. Эта тенденция также показывает и повышение ликвидности российских турфирм, хотя в силу особенностей нашего законодательства туристический бизнес в России до сих пор не очень прозрачен, и это затрудняет рост его ликвидности», - считает Людмила Пучкова, президент компании «Ланта-тур вояж». При этом, по мнению эксперта, российский туррынок еще не созрел для крупных сделок, и за продаваемые сейчас компании на нём предлагают заниженные цены, не соответствующие их потенциалу. «Например, мы понимаем свой потенциал и последние два года активно занимаемся увеличением капитализации компании. Прежде всего, инвестируем в высоколиквидные проекты, которые со временем можно выгодно продать. Например, в отельный бизнес. Во-вторых, проводим активное экстенсивное развитие, увеличивая свои объёмы, направления, количество представительств в регионах и т.п». Тем не менее, представители «Thomas Cook» уже приезжали в Россию этой весною зондировать почву. «Тогда состоялся лишь один раунд переговоров. Однако этой осенью британцы планируют приехать опять. Возможно – во время выставки «Отдых», - сообщила корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Инна Бельтюкова, гендиректор компании «Капитал Тур». По мнению эксперта, чаще всего к сделкам с инвесторами стремятся компании, которым не хватает собственных средств для дальнейшего развития. «Сейчас мы никого не ищем и сами себя перед потенциальными инвесторами не рекламируем. Однако если на нас выходят, то переговоры мы ведем. При хороших предложениях сотрудничество с инвестором возможно», - добавила собеседник.