13.09.2007  Рынок спортивного питания ждет Олимпиады

   Рынок спортивного питания в России с трудом поддается оценке, поскольку он по большей части теневой. Тем не менее эксперты говорят о $20 млн годового оборота и 20% роста. И это при том, что значительная часть населения считает спортпитание вредоносной химией. Игроки рынка ждут его расцвета, связанного с переменами в сознании потребителя, и полагают, что здесь им здорово поможет сочинская Олимпиада.
   Картинка из советского прошлого: в раздевалке сидит атлет перед тренировкой, а перед ним кастрюлька с мясом и яйцами - продуктами, богатыми белками. Современное спортивное питание имеет вид порошка, таблетки, капсулы, это концентрат белков, углеводов, аминокислот, минералов. По сути, спортивное питание - те же витаминные комплексы, только позиционируемые для тренировок и фитнеса.
   Леонид Остапенко, член Международной ассоциации спортивных наук, руководитель научно-исследовательского отдела компании "ЕАМ Спорт Сервис": “Сегодня в спорте, даже в любительском, невозможно обойтись без специализированного питания. Впечатляют не только достижения спортсменов, но и их нагрузки. Еще в 1970-е годы специального питания не было, и спортсмены обходились обычной пищей (конечно, диетической). Но результаты были совсем другие”.
   Владимир Зоткин, главный врач профессионального футбольного клуба "Спартак": “Все спортсмены нашего клуба имеют в рационе спортивное питание, ведь, чтобы получать необходимое количество белка, им пришлось бы съедать по пять килограммов мяса. И как после этого тренироваться? Проще растворить белковый порошок с соком или молоком и выпить - добавить недостающий организму белок. То же относится к витаминам”.
   Борис Зимин, врач-консультант компании "Русатлет" (поставщик спортивного питания): “В принципе спортпитание совершенно безвредно, и никаких побочных эффектов у него не может быть. Даже если переесть, самое неприятное, что может случиться с вам,- диарея или сыпь. Это же не стероиды”.
   Между тем опрос, проведенный на сайте fitness-online, дал такой результат: 54% опрошенных считают, что прием спортивного питания может навредить здоровью; "принимают и довольны" 26%; еще 13% "хотели бы", но для них это слишком дорого.
   Даже люди, активно занимающиеся физкультурой, относятся к спортивному питанию в лучшем случае нейтрально. Сложился стереотип: спортпитание - это что-то химическое, вредное. На самом деле в отличие от запрещенных анаболиков (например, гестринона и тренболона) спортивное питание содействует строительству мышц не очень активно, зато безопасно.
   Грамотный PR, легко доступная адекватная информация об этих продуктах, считают эксперты, могли бы исправить ситуацию с имиджем спортпитания, но профильный рынок в России не так уж и велик, большей частью пребывает в тени, а у его участников на подобные кампании денег нет.
   Как правило, спортивное питание производят из натуральных продуктов - молока, яиц, мяса, сои. Все спортивное питание можно разделить на три основные группы по цели применения: питание для сжигания лишнего жира, для наращивания мышечной массы и для восстановления сил после нагрузок (например, вода, обогащенная кислородом).
   Рынок спортивного питания в России начал формироваться в начале 1990-х годов. Бурное строительство фитнес-клубов в стране, особенно в Москве, сильно облагородило рынок спортпитания, до того больше напоминавший "челночный" базар. Сегодня в любом городе с населением 200 тыс. человек, отмечают эксперты, найдется один-два фитнес-зала с непременным магазином спортивного питания.
   Галина Барвихина, руководитель исследовательских проектов агентства "Бизнес-рейтинг": “Еще в 2005 году наше агентство проводило исследование потребительских предпочтений на рынке спортивного питания. Рынок показывал устойчивое развитие, и нам это было интересно. Как мы выяснили, в Москве потребляет спортивное питание порядка 20-30% посетителей фитнес-центров и тренажерных залов. Наибольшее предпочтение отдается протеинам, затем идут витамины и минеральные комплексы, далее аминокислоты, затем энергетики и гейнеры”.
   Михаил Головнев, гендиректор компании "Фит лидер" и фитнес-клуба "Олимп": “По моим наблюдениям, начинающий качок и фитнесист для поддержания приемлемой формы должен ежемесячно тратить на спецпитание $150”.
   По мнению экспертов из "Фит лидера", набор спортивного питания должен включать следующие продукты: высокобелковые протеиновые смеси для наращивания мышечной массы (средняя цена - 1,3 тыс. рублей из расчета на месяц), углеводы для быстрого восстановления сил после тренировки (800 рублей), креатин для увеличения силовых способностей и выносливости (600 рублей), L-карнитин для сжигания лишнего жира (600 рублей), витаминные и минеральные комплексы (600 рублей).
   Впрочем, цены на спортпитание могут отличаться в разы в зависимости от престижности марки (а также спортклуба, где оно продается). Примечательно, что спортсмены на начальном этапе занятий (один-три года) увеличивают расходы на спортивное питание примерно в полтора раза (данные "Бизнес-рейтинга").
   Николай Бычков, директор компании "Виконика" (импорт спортивного питания): “Американцы считают наш рынок весьма перспективным. Его объем я бы осторожно определил в $8-9 млн, это по закупочным ценам за границей (умножаем на два - получаем обороты розницы). Хотя я не исключаю, что эти цифры неокончательные, ведь большая часть рынка находится в тени. Ежегодно рынок растет на 20-30%”.
   Сегодня в России около 20 компаний-поставщиков спортпитания, его везут даже из Австралии и Новой Зеландии. Доли компаний на рынке не очевидны, так как они свои объемы предпочитают не раскрывать. Зато участники рынка дружно сообщают, что завоз "черных" дилеров составляет до 85% всего импорта. Большинство импортеров для повышения рентабельности занимаются еще и розницей, имеют собственные магазины: низкая маржа вынуждает.
   Александр Сысоев, гендиректор компании "ЕАМ Спорт Сервис" (производитель спортпитания, владелец брэнда Ironman): “По нашей оценке, сейчас в России больше всего продается питания марок Optimum Nutrition, Multipower. Может быть, еще Scitec Nutrition. Хотя этот вопрос довольно сложный, конкретных цифр нет, только ощущения”.
   По результатам исследований "Бизнес-рейтинга", на первых местах потребительских предпочтений находятся следующие марки: Multipower (потребляют 21% опрошенных), затем Twinlab (13%), Prolab и Optimum Nutrition (по 10%). Отечественные Ironman и "Атлант" заняли шестую и седьмую позиции (4 и 3%) в списке из 16 брэндов. По мнению Александра Сысоева, отечественный производитель держит не больше 10% рынка.
   Если зайти на любой интернет-форум, посвященный спортивному питанию, легко убедиться, что большинство участников предпочитают импортный товар. По данным "Бизнес-рейтинга", только 13% потребителей спортпитания выбирают отечественные марки, в целом качество и эффективность российского продукта оцениваются невысоко.
   Впрочем, у производителей на этот счет свое мнение.
   Александр Сысоев: “Зачастую отечественная продукция по потребительским свойствам опережает зарубежные аналоги. Импортные аминокислоты (продукт разложения белка), например, очень часто представляют собой просто прессованный сывороточный белок. Он, конечно, тоже полезен, но ведь цена на аминокислоты заведомо выше, чем на сывороточный белок. А отечественный "Ironman Амино 3600" содержит как раз многокомпонентные кислоты с высокой степенью гидролиза, способностью растворяться, а значит, быстрее усваиваться организмом. А это уже не просто продукт более высокого качества, это более высокий уровень технологии. При прочих равных часто оказывается, что в отечественном продукте содержатся дополнительные добавки и нутриенты, которых нет в импортном аналоге”.
   По словам Сысоева, отечественный производитель по соотношению "цена-качество" пока впереди зарубежного, однако ситуация со слабым долларом может через некоторое время изменить картину. "Сто раз подумаешь, прежде чем поднимать цену на свое питание",- говорит он.
   "Черный" сектор рынка честят все его "белые" участники. Покупая опт у дистрибуторов в Польше, Израиле, Испании, Белоруссии, протаскивая его в Россию с минимальными затратами (без налогов, с заниженной пошлиной, без сертификации), "черные" импортеры сбрасывают свой товар по демпинговой цене отечественной рознице, проверяя на крепость легальных дистрибуторов.
   Если западные производители питания и знают об этой ситуации, то смотрят на нее сквозь пальцы. "Белым" поставщикам остается искать новые, еще неизвестные в России брэнды, раскручивать их или уходить в узкую нишу элитного продукта (профессиональные спортсмены используют спортивное питание таких марок, как Sponser, Jenetik Force).
   Вероятно, проблему справедливой конкуренции между поставщиками можно было бы решить на уровне национальной ассоциации спортивного питания, но в России такой ассоциации нет.
   Тормозит развитие рынка и проблема получения сертификатов. Дмитрий Никитюк, профессор, руководитель лаборатории алиментарной патологии и морфологии ГУ НИИ питания РАМН: “Спортивное питание - продукт сравнительно новый, и ГОСТов для проведения его экспертизы не существует. Экспертный совет ФГУЗ "Экспертиза" Федеральной службы в сфере защиты прав потребителя, который принимает решение о выдаче сертификата, получив результаты нашей экспертизы, руководствуется нормативными документами, утвержденными Минздравсоцразвития”.
   Установленный срок прохождения экспертизы в лаборатории Дмитрия Никитюка - два месяца, но в случае со спортивным питанием необходимо еще получить заключение ФГУП "Антидопинговый центр" Госкомспорта РФ об отсутствии в продукте запрещенных допинговых средств. На практике для получения сертификата требуется срок до восьми месяцев.
   Некоторые дистрибуторы спортпитания приходят к выводу, что куда выгоднее закупать опт у других поставщиков, а потом продавать продукт в розницу, чем ввозить его самостоятельно. Нерасторопность экспертизы игроки рынка связывают с общей неспособностью госструктур оперативно взаимодействовать с рынком. Даже ФГУЗ "Экспертиза", орган, специально созданный для работы с частным бизнесом, не справляется с объемом заказов.
   Стоит упомянуть, что у Федеральной службы в сфере защиты прав потребителя есть реестр зарегистрированных продуктов специального питания для спортсменов, насчитывающий 270-280 наименований, разрешенных к ввозу. Поставщики же говорят, что ассортимент этих продуктов в специализированных магазинах содержит до 2 тыс. позиций.
   В Европе, по словам Михаила Головнева, все спортивное питание почти "из одной бочки разливается". Популярные европейские марки спортивного питания, как правило, живут без собственных лабораторий и производств. Например, знаменитый производитель Weider, как говорят, имеет в штате всего 13 менеджеров. Такое положение дел не афишируется, хотя все специалисты в области спортивного питания в курсе. Другой закрытой для простого потребителя темой является то, что некоторые компании ради удешевления производства используют ингредиенты китайского происхождения (типа синтетического L-карнитина). Справедливости ради надо отметить, что продукты спортивного питания на основе китайского сырья одинаково широко распространены и на отечественном, и на зарубежных рынках.
   Заявленную эффективность спортивного питания можно проверить только опытным путем. Плацебо (пустышки) здесь распространены не меньше, чем на рынке лекарств. Разумеется, говорят эксперты, в банке спортивного питания в любом случае будет протеин (белок), вопрос в том, какую его часть заменят мукой или сахарной пудрой. То есть вместо заявленных на упаковке 80% белка протеиновая смесь будет содержать, допустим, 30%. В основном фальсификаты приходят традиционно из Польши и бывших союзных республик.
   Свежий хит фитнес-питания - простая чистая вода из артезианской скважины "с добавленной пользой", как выражаются профессионалы.
   Этот рынок компания "ВНВ Шорле Бевериджиз" открыла три года назад, предложив посетителю фитнес-клуба воду под маркой Standart O2 Sport . Кислород, проникая с водой в мышечные ткани, повышает выносливость организма, что способствует интенсификации тренировок.
   При незначительной себестоимости бутылка Standart O2 Sport (0,75 л) стоит в фитнес-клубах 25-50 рублей, каждый клуб продает в среднем в неделю 10 упаковок воды - 120 бутылок.
   Как утверждает Михаил Четвертаков, гендиректор компании "ВНВ Шорле Бевериджиз", сегмент фитнес-воды растет даже быстрее, чем весь рынок спортивного питания (минимум на 40-50% ежегодно), и сейчас его оборот оценивается в $5-6 млн. И это только начало пути.
   Михаил Четвертаков, как и прочие игроки рынка, сильно надеется на Олимпиаду в Сочи. Она неизбежно пропиарит активный образ жизни, в том числе его важнейший ингредиент - спортивное питание.