15.09.2007 Рынок путеводителей поглощает Интернет Рост продаж печатных путеводителей в среднем по России достигает 15% в год. Но предсказать перспективы этого рынка довольно сложно в виду нарастающего "прессинга" со стороны Интернета: ведь информацию о заинтересовавшей стране можно скачать в любом Интернет-кафе. Правда, пока проникновение мировой сети в РФ оставляет желать лучшего – 11%, многие, просто, лишены цифровой альтернативы. В любом случае на фоне растущего предложения контента в мировой сети на рынке литературы для туристов обостряется конкуренция: если в мире насчитывается более 400 марок путеводителей, в России уже представлены десятки, как российских, так и иностранных издателей. Освоившись с выпуском печатных версий, издательства переключаются на CD и DVD. Причем рынок уже давно сегментирован: дорогие издания с иллюстрациями – в люксовом сегменте, более простые "карманные" варианты удовлетворяют массовый спрос (30 страниц за 30 рублей). "Но если на рынке преобладает массовый сегмент, а массовый туристический поток из страны канализирован приблизительно по семи направления, издателям в РФ должно быть проще, чем где-либо! – Это не так: нельзя рассчитать тираж по турпотоку, – заявил в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов" главред редакции путеводителей "Вокруг света" Илья Кусый. – Например, из тех 1,5 млн туристов, которые едут в Турцию, путеводители покупают меньше 1% – со всего Анталийского побережья наберется, может быть, 2-3 туристических автобуса. Люди едут туда не за этим. Им не нужны путеводители – скорее, справочники об отелях". Таким образом, тиражи рассчитываются эмпирически, и по тем направлениям, куда люди едут не просто за впечатлениями от природы (Турция, Кавказ, Черноморское побережье и т.д.). "Условно можно выделить два формата: книги для чтения и прикладные книги, – считает автор путеводителя по Нью-Йорку Михаил Визель. – Последние используются в качестве сухой прикладной информации: расписание, стоимость услуг. Книги же для чтения человек читает до поездки, предвкушая ее, и после, вспоминая, что он посмотрел, а что забыл посмотреть". Как бы то ни было, путеводитель – это дополнение к услугам туркомпании, путеводитель же по РФ, может, и вовсе заменить турфирму. Не стоит забывать, что Россия сама по себе перспективный туристический рынок. Впрочем, по мере развития сельского туризма и строительства доступных гостиниц в Москве, возможно, интерес к российскому туризму (и въездному в частности) возродится. Пока же издатели работают, главным образом, со спросом российских туристов на путеводители по "загранице". Любопытно при этом, что точки сбыта путеводителей на русском языке ограничены территорией РФ. Продажа путеводителей для россиян в зарубежных аэропортах сегодня исключение из правил (на немецком ли, английском – пожалуйста). Это объясняется все тем же слабым спросом со стороны россиян на путеводители, считают эксперты. Ведь по логике, где еще продавать путеводители, как не в аэропортах? Чаще всего это покупка последней минуты, – замечают маркетологи. Кстати, этот факт подтверждает перспективность Интернет-контента для путешественников: зачем возить с собой ноутбук и путеводители на CD или DVD, или искать бумажную версию в аэропорту, проще получить информацию на мобильный телефон или КПК непосредственно с "места событий". В заключение добавим, несмотря на то, что спрос на российские путеводители еще не дорос до зарубежных аэропортов, для многих российских издателей их выпуск уже стал профильным бизнесом: взять хотя бы первую тройку лидеров по продажам: "Полиглот", "Вокруг Света", "АСТ" – вместе с иностранцами "Thomas Cook" и "Ле Пти" они уже контролируют до 30% рынка! Едва ли они захотят уступать свою аудиторию Интернету, это значит, цены на бумажные путеводители в ближайшее время будут снижаться (или хотя бы не будут расти), а их качество будет становиться только лучше. |