18.09.2007  Проезд по железной дороге резко подорожает

   Не везет россиянам с железными дорогами. Вернее – железные дороги их не везут. А еще вернее – везут, но очень задорого. И с каждым годом путешествие по железной дороге становится все дороже и дороже. Правление РЖД решило «оптимизировать» тарифы на пассажирские перевозки. "Мы будем продолжать работу по оптимизации цены на железнодорожные билеты", – сообщил на прошлой неделе глава госмонополии Владимир Якунин после утверждения инвестиционного и финансового планов компании на ближайшие три года. За последние полтора десятилетия в России сложилась новая народная примета: если в правительстве или госмонополиях заговорили об «оптимизации цены» – то, как говорила селянка из знаменитых «Неуловимых мстителей», «значит, будут грабить». Вот и на этот раз примета оправдалась полностью. «Оптимизация» в переводе с «железнодорожного» на русский означает банальное повышение цен на проезд в течение ближайших трех лет.
   Причем повышение это иначе как грабительским не назовешь. Даже регулируемые государством цены на билеты в плацкартных и общих вагонах в поездах дальнего следования и в поездах пригородного сообщения госмонополия намерена поднять в будущем году вдвое выше прогнозируемой инфляции. И в последующие два года рост цен продолжится. Цена на проезд в общих и плацкартных вагонах возрастет в 2008 году на 14 процентов, в 2009 м – на 13 процентов, в 2010 м – на 12 процентов.
   Стоимость проезда в электричках увеличится в будущем году на 13 процентов, в 2009 м – на 12 процентов, в 2010 м – на 11 процентов. Ну а уж с ценами на проезд в купейных вагонах и СВ, которые железнодорожники вправе устанавливать по своему усмотрению, РЖД решили вообще не церемониться. В 2008 году они возрастут на 19 процентов, в 2009 м – на 13 процентов, в 2010 м – на 12 процентов. Вообще-то, огромному количеству россиян поездка по железной дороге уже и сейчас не по карману. Можно представить, что будет через три года, когда тариф на проезд в самых дешевых – общих и плацкартных – вагонах возрастет аж на 44 процента, а с учетом нынешнего года – на 61 процент. А цены на купе и СВ вырастут и вовсе безбожно – на 81 процент с учетом 2007 года. Впрочем, что железнодорожному начальству до того, по карману большинству населения железнодорожные билеты или нет? Дай ему волю, оно и вовсе избавилось бы от низкодоходных перевозок бедного населения.
   "Я мечтаю о том времени, когда у нас не будет социальных перевозок в плацкартных вагонах", – поделился своими грезами о светлом будущем Владимир Якунин. В самом деле, чего мучиться с социальными перевозками миллионов нищих российских пенсионеров? Пускай дома сидят, если не могут ехать классом люкс. Куда проще катать по стране сотню тысяч состоятельных россиян и получать с них за это те же деньги. Но хочешь не хочешь, а мучиться приходится. Ведь еще в начале прошлого года, когда РЖД только создавали отдельную дирекцию пассажирских перевозок, президент Путин потребовал, чтобы граждане при этом не пострадали.
   "Я хочу Вам доложить, что по сегодняшним оценкам перекрестное субсидирование у нас составляет 60 миллиардов рублей. Имею в виду и дальние перевозки, и пригородные перевозки", – доложил 17 января прошлого года глава РЖД президенту.
   "Вот эти деньги и должны быть изысканы из бюджета, а не из кармана граждан", – потребовал тогда Путин. Деньги из бюджета РЖД взяли. А теперь, видать, все же решили взять еще и из кармана граждан тоже.