01.11.2007 Санкт-Петербург: рынок мини-отелей остается перспективным Инвестировать в мини-отели стало модным несколько лет назад: это и доход, и развитие городской инфраструктуры. За последние 10 лет их количество выросло в 20 раз. Сегодня рынок близок к насыщению, но кое-какие ниши для желающих на этом заработать еще остались. Петербургский рынок приема туристов до сих пор дефицитен: в разгар лета в городе заполнены все объекты вне зависимости от класса. Но о насыщении рынка можно говорить лишь по отношению к высокому ценовому сегменту. Анализ электронных систем продаж показал, что отношение числа запросов мест в гостиницах среднего и низкого ценового сегмента к числу реального бронирования по-прежнему высоко. А это свидетельствует о нехватке мини-отелей бизнес- и экономкласса. Помимо этого, весьма перспективным и малонасыщенным является загородное гостиничное строительство. По оценкам экспертов, сейчас имеет смысл вкладывать деньги в мини-отели двух категорий. Первая - дорогие отели "с изюминкой": вложений больше, внимания тоже (таким отелем надо постоянно заниматься, развивать, раскручивать). Вторая категория - мини-отели экономкласса. Для обеих категорий размещение в центре города непринципиально. Экономкласс в 1,5-2 раза дешевле в строительстве, при этом мини-отель может быть расположен в любом районе города. "Конечно, большинство туристов хотят жить в центре, - говорит директор ООО "Братья Карамазовы" Вероника Шарова. - Однако есть успешные мини-гостиницы в спальных районах. Войти на рынок там можно на более интересных условиях, но и цены на номера будут ниже. Перспективы у таких отелей есть. Если рядом находится бизнес-центр или предприятие, где много командированных и корпоративных клиентов, это соседство может обеспечить достаточно хорошую загруженность. Кроме того, нужно обратить внимание на наличие рядом метро, торговых и развлекательных центров, ресторанов, чтобы клиенту было чем заняться в свободное время". Мини-отели очень разные, и сумму вложений определить трудно: это зависит от количества номеров, звездности гостиницы, расположения, цен на недвижимость и пр. Львиная доля необходимой суммы уйдет на выкуп помещения и ремонт. "Я не знаю мини-отелей, которые арендовали бы помещения, - говорит Вероника Шарова. - Это, конечно, дешевле, но менее привлекательно с точки зрения перспективы бизнеса". Доходность предприятия зависит от многих факторов. Оптимизировать можно как объем предоставляемых услуг, так и количество персонала. Достаточно выгодным может стать вложение в загородный мини-отель. Содержать его гораздо дешевле, чем городской: ниже плата за коммуникационные услуги, нет ограничений по потреблению электроэнергии и часто не требуется серьезных устройств для очистки и фильтрации воды. Сегмент же потребителей гораздо шире и разнообразнее. Рынок загородных мини-отелей ориентирован не только на туристов (как российских, так и иностранных), но и на гостей из Москвы, а также жителей Петербурга. В них отдыхают семьей и проводят корпоративные праздники, тренинги и семинары. Привлечь клиентов могут познавательно-развлекательные (яхт-клубы, музейно-досуговые комплексы, экскурсии) и оздоровительные программы. По данным агентства "Бекар", наиболее популярными для отдыха являются Курортный район, Приозерск, Карельский перешеек, Пушкин, Павловск, Стрельна. Цена земли в Ленобласти в зависимости от района может варьироваться от $ 1500 до $ 13 тыс. за сотку. Ближе к пригородам существуют свадебные отели и отели для развлечений с почасовой оплатой. Растет внутренний туризм, и это тоже скажется на спросе. "Отелям, ориентированным на туристов, лучше располагаться в центре, - уверен управляющий отелем Park Lane Inn Егор Сильченков. - Если делать ставку на деловых клиентов, важна близость отеля к месту их деловой активности". Места на рынке хватит всем: по оценке специалистов консалтинговой компании GVA Sawyer, к 2011 г. поток туристов вырастет до 5 млн человек и основной спрос придется именно на гостиницы экономкласса. |