28.01.2008  Внедрение электронных билетов на самолет займет один-два года

   Электронный авиационный билет станет основным видом документа на право полета в самолетах гражданской авиации через один-два года. Об этом заявил руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Евгений Бачурин на пресс-конференции в центральном офисе агентства. Он пояснил, что работа авиакомпаний с электронной формой авиационного билета требует с их стороны технического переоснащения и определенного времени. Е. Бачурин рассказал журналистам, что задержка с широким внедрением в России электронного билета связана также и с привычками российских авиапассажиров, которые предпочитают иметь в руках реальный документ, а не его электронный вариант.
   Согласно рекомендации Международной организации гражданской авиации (ICAO) с 1 января 2007 года все авиакомпании мира должны были отказаться от оформления традиционных проездных документов и перейти на электронные. Эта мера, как сообщала "Российская газета", обещает авиакомпаниям большую экономию накладных расходов и существенное ускорение всех операций, связанных с учетом пассажиров.
   Многие иностранные компании и их клиенты уже оценили e-ticket (так электронные билеты называют по-английски). Сейчас в мире примерно 30 процентов пассажирских перевозок продается в электронном виде, а в США - почти 100 процентов.
   До 2002 года не существовало технологии позволяющей забронировать ( именно забронировать и получить код брони от авиакомпании, а не получить справку о ценах на авиабилеты) авиабилет прямо с интернет-сайта, сейчас же они есть. Разница между обычным авиабилетом и электронным авиабилетом состоит в том, что финансовые взаимоотношения между агентами по продаже авиабилетов и авиакомпаниями переведены из бумажной формы (составление декадного отчета о продаже, его сверка с авиакомпанией, проверка правильности выписки со стороны авиакомпании, проверка правильности применения тарифов и т.д.) в виртуальную.
   Путешественнику достаточно будет прийти в трансагентство, кассу авиакомпании или связаться с терминалом продаж через интернет, выбрать маршрут следования и планируемую дату вылета. Кассир, сайт или терминал бронирования предложат пассажиру имеющиеся рейсы, определят оптимальный тариф, ознакомят с правилами обмена и возврата билета, введут паспортные данные и забронируют место. Только вместо получения традиционного бумажного билета пассажир будет зарегистрирован в электронной базе данных. В аэропорту на стойке регистрации он предъявит паспорт, его сверят с базой данных, оформят багаж и выдадут посадочный талон. Не имея бумажного билета на руках, его невозможно потерять. Особенно это должно понравиться туристам, которые во время тура смогут не беспокоиться о сохранности документа. А тем, кто приобретает билет через интернет, не придется тратить время даже на встречу с агентом.
   По мнению специалистов, для авиакомпаний продажа одного электронного билета обойдется на 9-10 долларов дешевле, и, как ожидается, общая сумма сэкономленных средств отрасли в год будет составлять порядка 300 миллионов долларов. В России введение такой системы поначалу оказалось на грани срыва: соответствующий приказ Минтранса, по данным "Коммерсанта", был согласован с Минфином и в ноябре 2006 года представлен в Минюст, однако оттуда пришел отказ. В Минюсте сочли, что соответствующий документ противоречит действующему законодательству и внедрение технологии электронных билетов невозможно без соответствующих решений правительства.
   В "Аэрофлоте" говорили, что из-за этого под угрозой оказалось его членство в международном альянсе Sky Team, выгода от которого составляет 20 млн долларов. Приказ появился только в конце января 2007 года, однако затем выяснилось, что аэропорты в массей своей не готовы к использованию электронных билетов.