07.07.2008  В России избыток туроператоров

   Сейчас в России явный избыток туроператорских компаний, что делает рынок неустойчивым, считают в Ассоциации туроператоров России (АТОР). Как сказал вице-президент АТОР Владимир Канторович, 4 тыс. компаний, которые входят сейчас в Единый федеральный реестр туроператоров и большая часть которых занимается выездным туризмом, - это слишком много для страны с таким невысоким процентом туристов, как Россия. "Например, во Франции, насчитывающей примерно 80 млн жителей, из которых путешествует как минимум 40 млн человек, действует всего 400 туроператорских компаний, - сказал В.Канторович. – У нас выезжает за рубеж примерно 5-6 млн человек, а обслуживает их 4 тыс. туроператоров".
   "Подавляющая часть этих компаний - мелкие фирмы, единственным инструментом выживания которых на рынке остается демпинг, - заметил эксперт. – Но он же не позволяет им накопить необходимый финансовый запас, который помогал бы в случае каких-либо проблем на рынке или с партнерами".
   По его словам, действующий с июня прошлого года обновленный федеральный закон "Об основах туристской деятельности", который утвердил в стране институт финансовых гарантий туроператорской деятельности, решает многие проблемы в случае неисполнения туроператором своих обязательств перед туристами. Однако, как полагает эксперт, сумма гарантии нуждается в корректировке. "С момента подготовки закона прошло 3-4 года, которые принесли нам падение доллара, резкий рост цен на топливо, и те 10 млн рублей (примерно $400 тыс.) гарантии, которые рассчитывались 3-4 года назад, сейчас уже мало кого могут устроить", - сказал вице-президент АТОР.
   "Вполне вероятно, например, что этой суммы не хватит на компенсацию всем туристам недавно обанкротившейся компании "Детур", - уточнил собеседник. - Хотя можно порадоваться, что этот инцидент произошел именно сейчас, а не год или даже полгода назад, когда объем финансовых гарантий составлял всего 5 млн рублей, то есть в два раза меньше". По его словам, чтобы получить такую гарантию, туроператор должен заплатить сейчас примерно $4 тыс. страховой компании или банку, что сильно занижает порог вхождения компаний на туристический рынок. "Туризм только выиграет, если вхождение на этот рынок будет стоить в 10 раз больше", - заметил В. Канторович.