10.09.2008  Новосибирск: развитие рынка фитнес-услуг сдерживает недостаток помещений

   Объем российского рынка фитнес-услуг в 2003 году оценивался специалистами в $300–350 млн, в 2004-м — в $420–500 млн, на конец 2005 года — в $550–600 млн. На данный момент на территории России функционируют, по разным оценкам, от 1200 до 1500 фитнес-клубов, из которых примерно треть расположена в Москве. По данным компании Symbol-Marketing, в клубах занимается около 2,5% населения, т. е. более 3 млн человек. По оценкам компании Magram Market Research, в целом рынок фитнес-услуг ежегодно растет на 40%, и к 2010 году количество фитнес-клубов в стране достигнет уже 2,5 тыс.
   В Новосибирске функционирует около 100 фитнес-клубов и спортивно-оздоровительных центров (СОЦ). Наиболее распространенные услуги — различные фитнес-программы (степ, пилатес, йога, сайкл и т. д.) и танцы (восточные танцы, стрип-дэнс, современные танцы). Им прочат будущее, основываясь на западном опыте и тенденциях в столицах России.
   Солярий и тренажерный зал есть в половине рассматриваемых фитнес-клубов и оздоровительных центров. Бани (сауны) имеются в семи клубах, плавание и аквааэробика — в восьми. SPA-услуги предлагают семь фитнес-клубов. Цены варьируются в зависимости от конкретного клуба, количества посещений и других факторов.
   Всего спектра услуг не оказывает ни один фитнес-клуб.
   Наибольшее количество услуг оказывается самыми популярными клубами, в число которых входят как элитные (Remix, Studio Fit), так и рассчитанные на массового потребителя («Гелиос», «Фитнес драйв», «Релакс», «Европа»). Занятия по аквааэробике проводятся в клубах Remix, «Аква&Виват», «Акваклуб», «Акватик», в Институте Pilates Сибири. Кедровая бочка представлена в фитнес-клубе «Европа» и СОЦ «Кропоткинский». SPA-услуги предлагают Beauty Land, Remix, «Арт Деко», «Релакс», «Таис», «Фитнес-Драйв».
   Главная бытовая проблема клубов сегодня — поиск подходящих площадей. Отмечают проблемы с арендой площадей и московские компании, пока только планирующие появиться в Новосибирске. «У нас есть стратегия регионального развития, куда, конечно же, входит и Новосибирск. Здесь ощущается явный рост спроса на фитнес-услуги, в то время как в Москве уже наблюдается тенденция к некоторому пресыщению рынка», — отмечает заместитель директора по развитию фитнес-клуба «Планета Фитнес» Михаил Трегубов. При этом москвичи не торопятся выходить на новосибирский рынок, отмечая, что арендная плата несопоставима с доходом, который будет получать московский фитнес-центр в регионах. «Фитнес — не настолько рентабельный бизнес, чтобы безболезненно выдержать ежемесячную арендную плату в 600–800 руб. за квадратный метр, предлагаемую сегодня в Новосибирске, — уточняет Михаил Трегубов. — Если компании не удастся найти подходящие по размеру и стоимости помещения самостоятельно, она пойдет по другому пути. Например, будет открывать свои клубы по франчайзингу».
   В Новосибирске к помещениям под фитнес-центры предъявляются следующие требования: площадь должна быть не менее 500 кв. м, помещение должно хорошо вентилироваться и иметь высокие потолки. В центральных районах города нет специально спроектированных для фитнес-центров площадей. А из-за высокой арендной платы многие клубы вынуждены экономить место, предусмотренное для раздевалок и комнат отдыха.
   Характеристики помещения, в котором расположен фитнес-центр, влияют на данный вид бизнеса, поэтому соблюдение ниже перечисленных требований важно: — нахождение по месту работы или по месту жительства. Человек не поедет заниматься фитнесом в зал, расположенный на другом конце города, а если клуб находится поблизости — зайдет.
   Категорически нельзя открывать клубы в промзонах. Но если промзона уже выселена, подписан договор с крупной девелоперской компанией о застройке жилья, можно рассмотреть возможность открытия там клуба, это перспективный проект. В ТЦ арендные ставки высоки, а вот бизнес-центры — совсем другая история. Для них иметь хороший фитнес-клуб под управлением качественного оператора — огромное преимущество.
   Популярность клубов в шаговой доступности только начинается — под правильной концепцией понимается прежде всего удачный выбор местоположения: в спальном районе, недалеко от метро, но подальше от больших фитнес-клубов и иных спортивных развлечений. Мнения о том, где выгоднее открывать клуб, разделяются. Но все отмечают: человек должен иметь возможность без труда попасть в клуб. Просто дело в том, что если одним удобнее ехать в клуб с работы, то другие предпочитают поддерживать хорошую физическую форму недалеко от дома. То есть главное — близость к жилому массиву, при этом неважно, в центре или на окраине он находится. Собственные помещения имеют преимущественно клубы премиум-сегмента, причем в последнее время большие фитнес-центры, как правило, строят с нуля.
   Типичные ошибки новичков фитнес-индустрии начинаются с планировки помещений. Даже имея хорошее финансирование и не стесняя себя в средствах, можно ошибиться, если нет понимания бизнес-процессов. Для многих инвесторов фитнес-клуб — это просто зал, где стоят тренажеры.
   Исходя из этого они и размечают помещение. А ведь помещение в 800 кв. м можно распланировать так, что в нем разместятся три зала для занятий и две раздевалки с двумя десятками шкафчиков в каждом; или так, что люди в шубах будут ходить мимо тех, кто плавает в бассейне. Тем временем планировка жестко зависит от намеченного набора услуг, расчетной проходимости клуба, предполагаемой коммерческой отдачи с каждого оснащенного квадратного метра. Это особенно важно в свете того, что данный бизнес имеет ярко выраженную сезонность. Поэтому набор основных, дополнительных, сопутствующих услуг и предложений должен формироваться так, чтобы клуб был загружен целый год.
   Приоритеты, правда, будут меняться: зимой востребованы сауны, солярии; весной — аэробика.
   Интерес предпринимателей и инвесторов к рынку фитнес-услуг пока сдерживает недостаток подходящих помещений. Кроме того, даже если необходимые площади есть, по мнению бизнесменов, арендная плата на них непомерно высока. Дело в том, что фитнес-центры высокого уровня должны предлагать клиентам максимум услуг, а более дешевые залы — иметь высокую пропускную способность, чтобы обслуживать большой поток клиентов, а это значит, что и первые, и вторые должны занимать большие площади. Но в этом бизнесе не такая высокая рентабельность, чтобы окупить высокие цены аренды коммерческой недвижимости, говорят участники рынка.