21.11.2008  Краснодарский край: восход нового бизнеса

   
   Дмитрий Костюков, бывший соучредитель ООО "Интерра" ("Российские платежные системы"), оставил Москву, чтобы заняться турбизнесом на Кубани.
   В родном Мостовском районе Костюков реконструирует турбазу «Восход» в поселке Псебай. По словам предпринимателя, его решение обосновано привлекательностью проекта, который в условиях кризиса можно считать весьма перспективным. Дмитрий Костюков пока не планирует возвращаться к электронным платежам.
   В августе 2008 года Дмитрий Костюков подписал с администрацией Мостовского района договор аренды турбазы (площадью 2 га) на 25 лет и создал ООО "Туристическая база Восход–XXI век". В настоящее время компания разрабатывает бизнес–план реконструкции. Дмитрий Костюков планирует вложить в нее около 10 млн рублей собственных средств и надеется, что вложения окупятся через 10 лет. "Понадобится 3 года, чтобы вернуть базе прежний облик", — говорит предприниматель. "Прежний облик" подразумевает увеличение мест на турбазе со 120 до 500 и воссоздание популярного во времена СССР пятидневного туристического маршрута от Псебая до Красной Поляны с последующим размещением на курортах Черноморского побережья. В рамках реконструкции на турбазе появятся танцевальная и спортплощадки, бассейн.
   Сейчас посетителям турбазы «Восход» предлагают конные прогулки, джиппинги, поездки к термальным источникам. «Пока приезжают в основном местные отдыхающие, иногда коллективы частных фирм. Реконструкция привлечет в Мостовский район туристов из всех регионов России», — уверен Дмитрий Костюков.
   После реконструкции он собирается рекламировать отдых на турбазе в краевых СМИ (печать, телевидение, радио) и в интернете. Рекламный бюджет, правда, пока не разработан. По мнению Дмитрия Костюкова, в условиях финансового кризиса турбазы Краснодарского края будут только развиваться, т. к. это — доступный для большинства людей отдых.
   Как отмечает начальник отдела инвестиций администрации Мостовского района Михаил Коваленко, пока туризм в районе находится в начале своего развития: не развит сервис, и единственное, что может привлечь отдыхающих, — это богатая природа.
   По его мнению, Дмитрий Костюков хотя и рискует, может стать первооткрывателем турбизнеса в районе.
   Наталья Гаврилова, заместитель директора турбазы "Лотос" (Приморско–Ахтарск), считает, что сокращение расходов населения, в т.ч. и на отдых, отразится на туристическом бизнесе Краснодарского края.
   "Впрочем, турбазам закрытие не грозит — кто–то все равно захочет отдохнуть на природе", — уверена она.
   "Тот, кто действительно любит активный отдых, предпочитает турбазам Кубани Приэльбрусье", — считает директор краснодарского рекламного бюро Airos Евгений Васенев, увлекающийся горными видами спорта. По его словам, небольшие туристические базы в крае часто ориентируются на людей, которые не очень хорошо знают горы.
   В Краснодарском крае сегодня 1540 официально признанных банкротами предприятий. Их недвижимость может быть выставлена на продажу.
   Это означает, что появятся свободные активы, которые смогут покупать другие предприятия и развивать свой бизнес.
   "Количество предприятий–банкротов во всех сферах растет. С начала 2008 г. их стало на 37% больше», — говорит начальник управления по финансовому оздоровлению и банкротству департамента по финансам, бюджету и контролю Олег Шутов. По его словам, предприятий, еще не признанных банкротами, но находящихся в стадии банкротства, гораздо больше.
   "Освободятся земли в сельском хозяйстве, в недвижимости — на продажу уже выставляется большое число участков под застройку. В других отраслях земельные активы не играют такой роли, например, в промышленности землю вряд ли будут продавать в отрыве от предприятия", — считает аналитик управляющей компании "Финам Менеджмент" Максим Клягин. По его мнению, больше всего свободных земельных площадей появится в АПК.
   "На банкротство фермеров повлияло падение цен на зерно в этом году, — отмечает секретарь комитета по вопросам имущественных и земельных отношений ЗСК края Юрий Хараман. — Фермеры не знают, кому продавать зерно, к тому же из–за финансового кризиса многие не могут получить новые кредиты и вернуть банкам уже взятые".
   Изъятые земли оценивает независимый оценщик, ориентируясь на рыночную конъюнктуру. Как правило, такие активы выставляются на аукцион, который начинается с минимальной цены. По мнению Максима Клягина, в случае с сельским хозяйством покупать свободные активы будут другие фермеры и агрохолдинги. Кроме того, большой интерес к ним проявляют прямые инвесторы, в частности фонды, вкладывающие средства в земли сельхозназначения.
   "Появление свободных активов будет способствовать консолидации земельного рынка, укрупнению структуры владения земельной собственностью", — считает Максим Клягин.
   Во время экономического кризиса в 1998 г. подобной ситуации со свободными активами не было, поскольку тогда не до конца были разработаны вопросы владения земельной собственностью.
   "Путь, выбранный Дмитрием Костюковым, можно считать в некотором роде экстремальным. В условиях кризиса проще открывать свой бизнес в той области, в которой человек лучше всего разбирается. Хотя для 1998 г. подобный «экстрим» был характерен. Сейчас в любой отрасли востребованы люди, которые могут снижать затраты компании, к примеру, маркетологи, финансисты. Начнут активно развиваться консалтинговые услуги: они помогут предпринимателям понять, как организовать бизнес во время кризиса", - считает Дмитрий Репин, кафедра экономики и финансов фирмы, ВШЭ.