30.11.2008  В условиях кризиса российские туристы переориентируются на внутренний туризм

   Показатели туристического рынка по итогам текущего года будут не ниже 2007 года. Ожидается, что за границу из России по итогам года выедут не менее 7 млн туристов. Об этом сообщил президент ВАО "Интурист" Александр Арутюнов 27 ноября на I ежегодной конференции "Туристический бизнес" в Москве.
   По мнению главы туристической фирмы, показатель въездного туризма будет несколько ниже прошлогоднего. Ожидается, что в России побывают порядка 1,5 млн иностранных туристов. Вместе с тем объем средств, получаемых компаниями в результате туристической деятельности, по мнению туроператора, останется на уровне прошлогоднего.
   Арутюнов считает, что в условиях кризиса будет существенным влияние внутреннего туризма на туристический рынок России. "Этот рынок как рос, так и будет расти. Это рынок, который в меньшей степени затронут проблемы финансового кризиса", - сказал президент туркомпании. По его словам, ожидается порядка 5-10% роста объемов внутреннего туризма "и в количественном выражении, и в денежном выражении". По словам Арутюнова, анализ статистики показал, что ситуация на внутреннем рынке постепенно улучшается. "Граждане России начинают переориентироваться на внутренний российский туризм", - добавил глава компании.
   По прогнозам Арутюнова, кризис заставил туроператоров консолидироваться. Кроме того, по мнению руководителя компании, ожидается "внедрение крупных иностранных игроков" на российский туристический рынок. Кризис замедлил этот процесс на 12-18 месяцев, считает туроператор. Влияние иностранных компаний почувствуется в 2010 году, поэтому у российских компаний есть время подготовиться к усилению конкуренции.
   В условиях спада спроса на турпоездки, туроператоры могут следовать как пассивной антикризисной программе, предполагающей снижение инвестиций, так и активной, предполагающей рост рыночной доли и поглощение конкурентов.
   По мнению туроператора, на российском рынке останутся только те игроки, которые способны развиваться по пути вертикальной интеграции. Арутюнов считает, что период кризиса - хорошее время для оптимизации внутренней структуры компаний.