10.12.2008 Казань: кризис выгнал посетителей ресторанов в кинотеатры В кризисные моменты людям свойственно сокращать те расходы, без которых вполне можно обойтись. Начинают меньше ходить в кафе и рестораны, реже посещать торгово-развлекательные центры. Эти сектора бизнеса начинают если не нести убытки, то, как минимум, терять доходы. Рестораны и кафе Казани одними из первых в секторе "необязательные расходы" почувствовала на себе дыхание кризиса. "Ощутимый спад наблюдается в последнее время, с начала месяца на 10%", - признается Анжелика Конева, генеральный менеджер ресторана "Тинькофф", ориентированного на посетителей с доходами выше среднего. Арт-директор Manhattan club Владимир Чиж отмечает, что деловых обедов стало меньше и объясняет это тем, что "руководителям не до обеда – думают, как преодолеть кризис". "Спад заметен в первую очередь за счет того, что крупные компании предпочли отложить корпоративные праздники до лучших времен. Но это далеко не главная наша статья доходов. Мы ориентированы на средний сегмент рынка, в основном наши посетители это студенты. Они как ходили к нам, так и ходят". Директор ресторана "Мясной удар" Владимир Павленко не отрицает, что кризис скажется на предприятиях ресторанного бизнеса, хотя и в разной степени, в зависимости от уровня заведения. "Ресторан нашего уровня рассчитан на гостей со стабильным высоким заработком. Кризис колыхнет и их, многих уже колыхнул, но суммы, которые эти люди тратят на посещение ресторана, не оказывают существенного влияния на их бюджет. Вкусное, качественное питание - часть их образа жизни. Да, возможно, они уменьшат количество посещений ресторана, но никогда не откажутся от этого, не переместятся в заведения более низкого уровня. В большой степени влияние кризиса испытают предприятия, которые ориентированы на студентов и людей с доходом 10-15 тысяч рублей в месяц, - продолжает Павленко, - потому что для них статья расходов на питание в кафе и ресторанах попадет под сокращение одной из первых. Кроме того, кризис ударит по очень дорогим заведениям, которые ориентированы главным образом на проведение торжеств, а не на ежедневное питание. Администратор "Крейзи парка" в ТЦ "МЕГГА" Нияз Хасанов также заметил первые изменения в приоритетах посетителей: "Посетителей действительно стало меньше, да и тратить столько, сколько раньше они больше не желают. Если раньше сумма среднего чека была равна 500-1000 рублей, то теперь это 200-300 рублей. Мы, конечно, не спрашиваем их, почему так происходит. Видимо, сейчас для людей более приоритетными становятся траты на одежду, на подготовку машины к зиме". Однако в некоторых развлекательных заведениях уменьшения количества посетителей не отмечают и связывают это с тем, что люди стараются получить положительные эмоции. Например, в аквапарке "Ривьера" после завершения пляжного сезона народ активно потянулся к искусственному солнцу и водоемам. "Есть время, когда число посетителей увеличивается или уменьшается независимо от экономического кризиса, - подчеркнула Олеся Алексеева, маркетолог аквапарка в казанском развлекательном комплексе "Ривьера". - В праздничные дни у нас стабильно много народа, в будни чуть меньше. Но в целом разницы с прошлым годом по количеству посетителей мы не наблюдаем". В таких крупных казанских кинотеатрах как Корстон, Port Cinema & Imax заверили, что кризис на них никак не отразился, напротив, здесь отмечают увеличение потока посетителей. Причина тому – лояльная политика кинотеатра. Кассир боулинг клуба "Пур-пур" (РК "Ривьера") Луиза Сафина не замечает изменений в посещаемости клуба и желания посетителей сэкономить: "Ежедневный доход никак не изменился. Все как и прежде: от 10 до 20 тысяч в будни, от 30 до 40 в выходные. Мне кажется, что на нас этот кризис никак не отразится, больше им пугают". Кризис в сфере развлечений еще только набирает обороты, отмечают эксперты. Хотя не исключено, что ситуация в этом секторе может парадоксальным образом пойти против общего тренда, полагают некоторые из них. |