28.01.2009 С.Шпилько: рынок потерял около 10% турагентств Проблемы и перспективы туристической отрасли России в кризисный период обозначил в рамках интернет-пресс-конференции, состоявшейся 26 января в информационном агентстве «РосБизнесКонсалтинг», президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько. «Расходы на туризм в структуре потребительского бюджета относятся к категории высокоэластичных по отношению к реальным доходам, примерно, как расходы на товары длительного пользования: если реальные доходы уменьшаются, одними из первых из семейных бюджетов исключаются путешествия. Однако, по нашим данным, путешествовать люди в кризис совсем не перестают, просто путешествуют по-другому», - отметил С.Шпилько. Подразделив туризм на выездной, внутренний и въездной, он подчеркнул, что выездной рос динамично в течение последних пяти лет приблизительно на 13% в год, что является «очень серьезным» ростом. 2008-ой год обещал стать самым лучшим по показателям (за 9 месяцев прирост выездного туризма уже составлял 19,5%) – турпотоки сперва выросли, затем стали сокращаться под действием роста цен на авиатопливо. Поначалу лавина спецпредложений обрушилась на потребителя в связи с греческим направлением, зима принесла туротрасли дешевые тайландские туры, однако общий кризис поставил планам отрасли естественный ограничитель, и многие компании, втянутые в середине года в «греческую лихорадку», сегодня «в нулях» или с убытками. «Что касается внутреннего туризма, он тоже рос динамично, однако опережающий рост цен на туристические услуги внутри страны здесь заставил взыскательного потребителя переориентироваться в сторону выездного туризма», - пояснил С.Шпилько. Смехотворным назвал он показатели по въездному туризму – в год в Россию въезжает до 2,5 млн человек. «У нас часто любят пользоваться «общим количеством прибытий» в страну, которое составляет цифру на порядок больше, тоже, кстати, стагнирующую год от года. Однако подавляющее большинство таких «прибытий» – визиты к нам гастарбайтеров из ближнего зарубежья, которые к туризму не имеют никакого отношения. Иными словами, по въездному туризму мы находимся на уровне начала 90-х гг. прошлого века», - заявил С.Шпилько. Ситуацию со страхованием ответственности туроператоров он охарактеризовал двумя весьма показательными цифрами – страховщикам туроператоры выплатили более 400 млн рублей, а страховщики осуществили выплат пострадавшим туристам лишь в размере 10% от этой суммы. «Дай Бог такого бизнеса, как говорится, каждому», - иронически заметил С.Шпилько. Финансовые гарантии туристам были в целом шагом прогрессивным, это в четырех-пяти случаях помогло туристам защитить свои права, если речь шла о небольших компаниях, однако в случаях с крупными операторами страхование не смогло покрыть ущерба. «Всё дело в механизме. Если вводить фиксированную плату для всех, крупные компании недоплачивают, но небольшие туроператоры на выплатах страховщикам могут буквально разориться. По нашему мнению, цифры выплат следует привязать к оборотам компании за прошлый год или заключать отдельный договор страхования по каждому контракту», - предложил С.Шпилько. Как и предсказывали в РСТ, страхование совершенно не сработало в отношении въездного туризма, поскольку «никто из иностранцев, заключающих договора с иностранными туроператорами, не поедет в Россию судиться с отечественными». «Введение ответственности в отношении въездного туризма – варварство, не виданное нигде в мире. Ответственность в данном случае есть чисто фиктивный, неработающий инструмент. Попытки увеличить финансовые гарантии в десять или пятнадцать раз до 100 и 150 млн рублей соответственно уже приняты в первом чтении и направлены, по-моему, на поддержку не туризма, а страховщиков. В феврале судьба этого вопроса должна быть решена окончательно», - отметил С.Шпилько. В отношении развития правовой базы туризма депутатами было сделано много, продолжил он: в частности, процедура регистрации иностранцев в российских гостиницах значительно упрощена, облегчен и режим пребывания в России иностранных круизных судов и паромов. «Построенный в Санкт-Петербурге новый порт «Морской фасад» с введением упрощенных процедур окупит себя гораздо быстрее. Все эти меры хороши, но надо помнить, что это капля в море, если учитывать неразвитость российской туристической правовой базы в целом. Более того, если мы будем такими темпами принимать поправки в туристическое законодательство, нас, с учетом почти полувекового отставания нормативной базы, неминуемо ждет правовое средневековье. Мы сдадим свои позиции так же, как с таймшерами», - полагает С.Шпилько. Несмотря на то, что малые гостиницы строились в стране даже опережающими темпами, их правовой статус не разрешен и поныне – признать их средствами коллективного размещения нельзя, потому что многие гостиницы не соответствуют нормативам коллективного размещения, то есть не располагают, например, пандусами, так как находятся в обычных городских домах и не могут быть признаны гостиницами. «Чтобы поставить проблему с головы на ноги, придется принять не менее пятидесяти изменений в законодательство. Практически то же самое касается культурно-познавательного туризма», - признал С.Шпилько. На сегодня, по его данным, туристический рынок потерял около 10% турагентств и 15% занятых в сфере. В не слишком отдаленной перспективе последняя цифра может вырасти до четверти (25%), притом что гостиницы не могут сократить более 3-4% персонала, в России его и так не хватает. «В абсолютных цифрах отрасль к середине второго квартала 2009 года может потерять 70-80 тыс. рабочих мест. Мы внесли предложения о господдержке во все федеральные органы исполнительной и законодательной власти именно потому, что сегодня, как свидетельствует опыт туркомпаний, получить средства на поддержку на региональном и муниципальном уровнях труднее, чем вступить в контакт с инопланетным разумом», - заявил С.Шпилько. Компенсация процентной ставки по кредитам была бы очень кстати не только для малых туркомпаний, которым она сегодня полагается по закону, но и для средних и крупных, считает он. «Власть все время пытается решить сложнейшие проблемы простейшим путем, и в результате добивается ухудшения ситуации», - подытожил С.Шпилько. Запрет возить детей ночью и в непогоду, например, ограничивает возможности детского туризма в тех регионах, где полгода приходится на полярную ночь, ограничивает ознакомительные поездки детей одним днем, вынуждает тратить средства на гостиницы, из-за чего сумма поездки сразу подскакивает на порядок. «Попытки запрета спортивной рыбалки в дельте Волги в отсутствие борьбы с браконьерством ничем иным, кроме как глупостью, назвать нельзя: спортивные рыболовы как раз выпускают рыбу, поймав ее, и никакого существенного вреда экологии причинить не могут. Запрет захода круизных судов в порты Дальнего Востока также лишает население отдаленных поселков годового дохода и ничего хорошего экономике не приносит. Все эти вопросы требуют политической воли для своего решения», - заключил С.Шпилько. «Отрасли необходимо стимулирование спроса, неуменьшение (с учетом инфляции) расходов на детскую оздоровительную компанию, нужны налоговые льготы, в частности, освобождение от НДС компаний, работающих «на приём», и гостиниц, в результате чего снизятся цены», - предлагает С.Шпилько. В структуре налога на доходы физических лиц льгота сегодня распространяется только на те доходы, что связаны с лечением, а не на всю путёвку целиком, «благодаря» чему льгота не работает совершенно. В результате кризиса больше всего, по наблюдениям РСТ, пострадал туризм пляжный, особенно дальние направления – вплоть до островного туризма. «Неплохо показали себя недорогие европейские туры, в том числе автобусные, чартерные железнодорожные перевозки, круизы. Горнолыжные туры явно смещаются в сторону удешевления – из пяти- и четырехзвездочных гостиниц люди перебираются в апарт-отели. Кстати, Прага довела гостиничные скидки в среднем до 20%, Рим – до 16%, а Лондон – вообще до 30%», - рассказал С.Шпилько. Выездной туризм России, по его прогнозу, к весне должен выйти на адекватное предложение в связи с уменьшением реальных доходов граждан. С.Шпилько полагает, что ведущие игроки рынка не откажутся от выставочной деятельности совсем, но их площадки и стенды несколько сократятся. «Реклама смещается сегодня в сторону Интернета, причем размещаться она будет компанией на своем же сайте. Секвестирование рекламных бюджетов повлечет за собой усиление роли «сарафанного радио», в итоге выиграют компании, имеющие постоянную клиентуру», - предвидит С.Шпилько. |