07.04.2009  Иркутск: рынок ресторанных услуг находится в стагнации

   Рынок ресторанных услуг Иркутска находится в стагнации, в условиях кризиса люди в первую очередь сокращают затраты на сферу развлечений. Так, по словам генерального директора управляющей компании "Альянс ресторанс" Павла Полякова ("Киото", "BierHaus", coffee fashion club "Monet", "Стрижи", "Sayen bar"), в настоящее время наблюдается небольшое снижение количества посетителей, а также падает цена среднего чека. По его мнению, большее влияние оказывает не столько кризис, сколько психологические факторы. Пик спада в ресторанном бизнесе пришелся на ноябрь- декабрь 2008 года.
   По итогам 2008 года выручка упала, в среднем, на 10 - 15%. В январе - феврале 2009 года наблюдалась стагнация, отметил П. Поляков.
   В Иркутскстате сообщили, что в январе - феврале оборот общественного питания в Иркутской области составил 1,2 млрд руб., что на 10,9% ниже соответствующего показателя прошлого года. Оборот общественного питания на душу населения составил 462 руб. В январе оборот был на 17,8% ниже, чем в декабре. В феврале отмечается рост на 4,6% к январю. В январе - феврале оборот общественного питания на 45,1% обеспечивали индивидуальные предприниматели, 32,2% - малые и микропредприятия, 16,7% - крупные предприятия, 6% - субъекты среднего предпринимательства.
   Генеральный директор "РАиС Групп" Яна Яблоновская ("Шинок", "Cotton 100%", "Рауш", "Васаби", "ВасабиКо") считает, что значительно спрос на ресторанные услуги в Иркутске в условиях кризиса не снизился. Это связано с тем, что за последние несколько лет люди привыкли отмечать знаменательные события, а также просто отдыхать в ресторанах. По словам Я. Яблоновской, кризис повлиял на то, что клиенты стали выбирать заведения по своему доходу, а также больше обращать внимание на соотношение цены и качества. Это привело к тому, что сейчас на рынке ресторанных услуг возросла конкуренция. Также наблюдается тенденция к снижению цены среднего чека, он сократился, в среднем, на 10 - 15%.
   П. Поляков считает, что в настоящее время в выгодном положении оказались те рестораны, которые работали в высоком ценовом сегменте. Это связано с тем, что клиенты, у которых большой достаток, сразу не отказываются от того образа жизни, к которому привыкли.
   В последние несколько лет в Иркутске был пик открытия дорогих ресторанов, считают в ассоциации рестораторов Иркутска. Сейчас все больше популярными становятся демократичные заведения, в которые могут прийти клиенты с разным достатком. Эта тенденция будет развиваться и дальше.
   Я. Яблоновская уточнила, что с целью привлечения клиентов "РАиС групп" не намерена менять аудиторию ресторанов. По ее словам, когда много средств вкладывается в создание ресторана, который рассчитан на людей определенного круга, дешевле закрыть заведение, чем сильно снижать цену. Для молодежи нужно создавать специальные рестораны, в которых делать минимальные вложения в интерьер, посуду, и за счет этого предлагать более низкие цены, считает Я.
   Яблоновская.
   Оценивая ситуацию в ресторанном бизнесе в целом, П. Поляков уточнил, что в настоящее время сложно делать какие-либо выводы. Однако, если кризис будет глубоким, слабые игроки уйдут с рынка, реализация инвестиционных проектов будет откладываться. В этот период откроются лишь те рестораны, организация которых была начата еще до кризиса. Я. Яблоновская считает, что если в настоящее время откроется ресторан, в котором будут продуманы концепция и меню, он будет востребован даже в кризис.
   В целом, по ее мнению, если какие-то рестораны будут закрываться, то это будет происходить не из-за кризиса, а из-за плохого управления. Сложная экономическая ситуация в стране очистит рынок от слабых компаний, у которых не было продуманных управленческих решений. Выживут те компании, у которых крепкая команда и грамотное управление, а также те, чьи владельцы умеют диверсифицировать бизнес.