11.04.2009 Кино и рестораны россияне оставляют «до лучших времен» Несмотря на экономию в связи с кризисом, жители российских мегаполисов пытаются сохранить сложившийся образ жизни - 15% ищут привычные для себя услуги по более низкой цене, а 13% потребляют их в меньшем объеме или просто реже. Такие данные опубликовала Profi Online Research по итогам исследования «Изменение потребления услуг в кризис». Согласно исследованию, в первую очередь, кризис отразился на походах россиян в кино и театры - почти половина опрошенных (47%) начали или планируют посещать их реже, 44% «до лучших времен» оставляют посещение кафе, ресторанов и баров. Чуть менее трети отметили, что стараются реже играть в бильярд, боулинг, ходить в ночные клубы и пользоваться услугами салонов красоты. Также люди стали искать точки, в которых могут приобрести привычные услуги по более привлекательной цене. Особенно заметно это сказалось на услугах интернет-провайдеров, услугах по ремонту помещений, парикмахерских и салонах красоты, медучреждениях и др. – в среднем, около трети участников опроса отметили, что будут искать места, в которых можно найти то же самое, но за меньшие деньги. Однако, стоит отметить, что от потребления этих услуг многие респонденты отказываться не собираются. Так, 33% опрошенных нашли салоны красоты «подешевле», почти 40% респондентов признались, что нашли или ищут интернет-провайдеров с более низкими тарифами, 34% — ремонтников, а 33% — частные клиники или страховые компании. Но сильно сокращать затраты на Интернет, мобильную связь и медицину опрошенные россияне не намерены. Они постараются сэкономить на уборке помещений, организации праздников, консультационных услугах и туризме, а также обслуживании автомобиля. Причем, как выяснилось, покупки большими объемами, так называемая абонементная покупка услуг, как способ экономии оказался в кризис совершенно невостребованным среди участников исследования. Большинство не видит выгоды или не имеет возможности приобретать услуги большими объемами, по сравнению с теми, которые могли позволить себе раньше. «Складывающаяся ситуация может стать толчком для большинства компаний, работающих в данной сфере, к пересмотру своих бюджетов в целях поиска оптимального решения как строить дальше свою деятельность», — говорит директор по исследованиям компании Profi Online Research Виктория Соколова. По итогам исследования, в зону риска попали различного рода консультационные услуги, ремонт, обслуживание автомобиля - на них россияне будут экономить в первую очередь. В зону неустойчивого спроса попали организация праздников, услуги турагентств, фитнес-центры, кафе, бары, рестораны, кинотеатры, театры, ночные клубы - на них также будут экономить в первую очередь, но при определенных условиях за них россияне готовы заплатить больше. Добавим, по данным исследовательской коммании Synovate, в течение последних восьми месяцев процент россиян, признающихся в сокращении личных расходов, постоянно увеличивался. В августе 2008 года было 40% экономящих, а в марте 2009 года - уже 63%. Лучшую цену перед покупкой ищут теперь почти половина россиян (46%), а доля, часто совершающих импульсивные покупки, в марте сократилась в 4 раза - с 12% до 3%. «Россияне свыклись с мыслью о кризисе и стали жить в режиме экономии», - объясняет директор по маркетингу Synovate Russia Мария Вакатова. В целом потребление категорий повседневных товаров в последние месяцы стабильно, с ноября прошлого года устойчиво снижается лишь потребление алкогольных и прохладительных напитков, кормов для животных и бутилированной воды, но не драматичными темпами, добавляет она. А вот доля тех, кто часто покупает предметы роскоши, сократилась радикально: с 10% в августе 2008 года до 1% в марте 2009 года, отмечают социологи. |