14.05.2009 Летний туристический сезон: катастрофы никто не ожидает Умеренно оптимистические оценки предстоящего туристического сезона высказали участники пресс-конференции, состоявшейся 14 мая в ИА «Росбалт». Начальник правового управления Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Изо Арахамия отметила, что количество туроператоров с 30 апреля сократилось на 656 единиц, а со вчерашнего дня, 13 мая, еще на 46. «Такое сокращение происходит в основном по двум причинам – непредоставлению требуемого законом финансового обеспечения на новый срок и желанию туроператоров переквалифицироваться в турагентства. Сегодня общее количество туроператоров примерно приблизилось к цифре 1 июня прошлого, 2008-го года – их сейчас в России 4382, но заявления в Ростуризм на включение в реестр продолжают поступать в количестве 20 штук в неделю. Есть основания полагать, что туристический сезон-2009 пройдет нормально, без особых потрясений», - заявила И.Арахамия. Сходную точку зрения выразила и исполнительный директор Российской Ассоциации туроператоров Майя Ломидзе. «Проведенный нами недавно в уральском регионе опрос свидетельствует о том, что глубина продаж не превышает 1 месяца, причем это касается визовых направлений, притом, что путевки на безвизовые направления почти всегда покупаются в последний момент. Поэтому мы считаем, что критического снижения глубины продаж нет, и таким образом апокалиптические прогнозы, которые мы слышали в начале года, пока не оправдались. Сезон будет даже лучше, чем ожидалось в январе-феврале, и по выездному туризму, и по черноморскому направлению, хотя падение туристического рынка, очевидно, будет 20%-ным по отношению к прошлому году», - считает М.Ломидзе. Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, оценивая рынок, заметил, что внутренний туризм сегодня потерял до 25% объема, а подмосковное направление, являвшееся лидером майских праздничных поездок, - до половины. «Надежды на поворот туристических потоков внутрь страны, может быть, и обоснованны, однако следует понимать разницу между процессами прошлого кризиса – 1998 года – и сегодняшнего. Сегодня доллар рухнул всего на треть, а тогда в три раза, и рубль сейчас укрепляется. Разница ценовых соотношений и того очевидней: цены на внутренний туризм росли все это время опережающими темпами, туры внутренние и внешние в среднем разнятся на 10-15% при сходности пакета услуг. Более того, 1998-ой год был кризисом для одной России, а теперь кризис касается всех, он общемировой», - подчеркнул разницу С.Шпилько. По его словам, некоторые экстренные спецпредложения по турам в Турцию сейчас стоят $250, на Гоа – $650, что, конечно же, сверхнизко. «Наш отдых на 20% дороже, чем в Турции. Если брать черноморское побережье, то в Анапе на 14%, в Сочи на 7%, а есть места, где на все 50%, и связано это с несопоставимостью цен на перевозки. Если в Германии билет на поезд из конца в конец Германии со скоростью 220 км/ч стоят 39 евро, то у нас за такие деньги с гораздо меньшей скоростью куда вы сможете доехать? Разве что до Тамбова», - пояснил С.Шпилько. Он предвидит, что туризм станет в результате кризиса более самодеятельным, переместится в сторону частного сектора и в сторону выезда скорее, чем в сторону въезда. «Кстати говоря, никогда не была столь доступной для туризма Москва, и если кто-то мечтал посетить именно столицу, то через туроператоров сейчас можно селиться в любых гостиницах и за любую цену», - отметил С.Шпилько. Майские показатели оказались, по его данным, провальными, в результате чего началось снижение цен, и спрос начал оживать. «Боюсь, что то же самое произойдет с южным направлением: у компаний сегодня почти нет кредитов, договора заключить многие в этом году не смогли, рухнули корпоративные клиенты, в результате чего рухнул «жесткий блок» туруслуг, а «мягкий» был выкинут на прямую продажу, из-за чего наблюдается некоторая эйфория. Но я хочу предупредить, что дальнейшее следование избранной сейчас схеме будет означать развал рынка внутреннего туризма в той форме, в которой он сложился после кризиса 1998-го года», - охарактеризовал современные тенденции С.Шпилько. По его мнению, проблема состоит не в том, будут ли люди путешествовать в кризис, а в том, как именно они это будут делать. «Если сравнивать пакеты услуг отечественные и зарубежные, наши выигрышнее, если учитывать лечение», - подчеркнул он. Летний туристический сезон, предвидит С.Шпилько, будет провальным, может быть, не по количеству проданных путёвок, а «по деньгам»: норма прибыли снижалась и без того из года в год, кроме того, в кризисных условиях поднимается налог на землю, почти на 50% возросла стоимость услуг ЖКХ, что затрагивает практически все значимые туристические комплексы, которых в стране не так много, как хотелось бы. «Из-за дефицита туристических объектов достойного класса и цены не падают», - разъяснил С.Шпилько. Эксперт рабочей группы Общественной палаты РФ по защите прав граждан России за рубежом и международному туризму Дмитрий Давыденко выразил сожаление в связи с тем, что права граждан в туристической отрасли защищены, несмотря на усилия рабочей группы, еще недостаточно: в некоторых южных регионах страны отмечается вытеснение с рынка авиаперевозок компаний «со стороны», в результате чего уровень конкуренции снижен, а цены на авиабилеты не снижаются. Уровень сервиса некоторых в аэропортах, например, Минеральных вод, оставляет желать лучшего. Что же касается безопасности граждан РФ за границей, отметил Д.Давыденко, Египет, например, не может, как выяснилось, обеспечить безопасности туристам из России ни в горах, ни на море, в связи с чем российской стороной предлагается учредить совместный Координационный совет по безопасности. В мае такой совет будет создан с Турцией. В отношении кризисных явлений в отрасли Д.Давыденко выразил скорее оптимистическое мнение: прирост оборота у некоторых туроператоров за счет поглощения малых туристических компаний и перехода на массовые дешевые направления отмечается на уровне 100%. Председатель Союза потребителей Российской Федерации Пётр Шелищ отметил определенное очищение рынка от недобросовестных туристических компаний и не выразил никакого удивления тому, что объем туруслуг вынужденно, из-за кризисных явлений в экономике, будет снижаться. «В кризис люди отказываются в первую очередь от того, без чего можно прожить. Туризм вообще является высококонкурентной сферой, и постоянное снижение нормы прибыли свидетельствует об этом как ничто другое. Непонятно одно – к чему держать высокие цены на внутренний туризм, теряя доходы. Обычная тупость ли это, или нечто иное? Ясно другое – упрямство отечественных туркомпаний заставляет туриста смотреть в сторону Турции даже если он не любит жары и побаивается за свою безопасность в чужой стране. Большие перспективы, полагаю, будут в ближайшее время у паломнического туризма, несмотря на то, что больше для развития этой сферы делается за рубежом. По крайней мере, нет никаких оснований впадать в панику по поводу снижения доходов туркомпаний: в 2001-ом году никакого кризиса не было, а снижение произошло на 5%», - заключил П.Шелищ. Глава департамента министерства туризма Израиля в РФ, советник по туризму Нета Пелег-Брискин заявила, что Израиль будет повышать бюджеты на маркетинг и рекламу туристических маршрутов РФ-Израиль, а также помогать туроператорам, продающим путевки по этому направлению. «Паломнические поездки, кстати, увеличились на 3,5% за последнее время. Еще до отмены визового режима поток российских туристов в Израиль в 2007-ом году увеличился на 85%, и сегодня мы отмечаем лишь 1%-ное снижение поездок к нам в марте по сравнению с тем же периодом прошлого года. Зато на 32% упал объем однодневных посещений Израиля российскими туристами из Турции и Египта, что нас тоже в той или иной мере устраивает», - сообщила Н.Пелег-Брискин. По ее мнению, бюджет маркетинга израильского направления, равный в 2008-ом году $4 млн и увеличенный новым министром туризма Израиля до $5 млн, следует увеличить еще. «В любом городе РФ, откуда есть прямые рейсы в Израиль, мы будем проводить работу с турагентствами: кризис – самое время для увеличения инвестиций», - подытожила Н.Пелег-Брискин. |