08.07.2009  В СССР стоя летали в самолетах еще 20 лет назад

   «Стоячие» места могут появиться в самолетах сразу двух мировых авиакомпаний. Несколько дней назад с такой инициативой выступила китайская компания Spring Airlines, а вслед за ней и ирландская Ryanair.
   В России, по мнению экспертов, подобная идея не может быть воплощена в жизнь – слишком жесткие правила регулирования перевозок. Однако, как показывает практика, полеты стоя для нашей страны не в диковинку.
   Зарубежные перевозчики считают, что подобная услуга на рейсах малой дальности позволит пассажирам серьезно экономить на билетах. Мотивом китайцев стало также и то, что Spring Airlines не справляется с ростом пассажиропотока: ее авиапарк составляет всего 13 самолетов, а введение стоячих мест позволит разместить на 40% пассажиров больше, чем в настоящее время. Ирландская компания Ryanair ранее уже выступала с экстравагантной инициативой введения платы за пользование туалетом во время полета и налога для пассажиров, занимающих два посадочных места из-за избыточного веса.
   В компании ГТК «Россия» подобная мера невозможна. «Мы государственное предприятие с высоким уровнем сервиса и не собираемся от этого статуса отказываться. Подобная услуга создаст серьезный диссонанс с обычным пониманием пассажирской авиаперевозки как дорогой и статусной услуги»- пояснили в пресс-службе ФГУП «ГТК «Россия».
   В компании пояснили, что дешевые билеты на «стоячие» места, скорее всего, будут дешевыми лишь в относительном смысле: пассажиру придется оплачивать практически все дополнительные услуги, в том числе питание, процесс регистрации, посещение туалета и так далее.
   С представителями «России» согласен аналитик компании «Финам» Владислав Кочетков. По его словам, зарабатывать практически на всем пытаются только перевозчики-дискаунтеры, рынок которых в России пока не развит, и поэтому в подобной услуге в нашей стране нет необходимости.
   «Но на Западе, где дешевых авиаперевозчиков много, подобная практика может получить распространение на региональных рейсах, где полет длится менее часа и билет стоит 20-30 долларов», - считает эксперт.
   Кочетков уверен, что подобная практика в России не может быть внедрена и потому, что требования к безопасности при пассажирских авиаперевозках очень жесткие.
   Что интересно, зарубежные производители самолетов не видят опасности в идеях перевозчиков. В Airbus, чьи самолеты использует китайский авиаперевозчик, считают, что идея перевозок пассажиров стоя вполне рациональна и не противоречит нормам безопасности. Однако китайцам еще предстоит получить официальное разрешение на свое новшество.
   Ирландцы также начали переговоры с производителем самолетов компанией Boeing о разработке проекта самолета, в котором один из отсеков будет предназначаться для «стоячих» пассажиров, и обсуждают свои планы с авиационными чиновниками.
   Как отметил бывший заместитель генерального директора Нарьян-Марского авиаотряда Вячеслав Лысаков, совершенно непонятно, каким образом можно обеспечить безопасность пассажира, который будет во время полета стоять.
   «Пристегиваться во время взлета и посадки самолета нужно обязательно, но непонятно, как пристегнуть пассажира стоя», - считает эксперт.
   Он также добавил, что самолеты, несмотря на наличие запаса прочности, рассчитаны на определенное количество пассажиров, и перегрузка отнюдь не безопасна.
   С ним согласился помощник генерального директора «Аэрофлот-Норд» Игорь Гуревич. «Перевозки регулируются федеральными авиационными правилами, в которых нет положения о возможности перевозки пассажиров стоя», - отметил Гуревич.
   Между тем, по словам Вячеслава Лысакова, российская действительность 20-летней давности продемонстрировала, что и в нашей стране пассажиры могут летать стоя.
   «В 1990-1991 годы я был свидетелем, как в Армении были проблемы с вылетами самолетов. Воздушное судно сначала заполняли пассажирами, закрывали двери, а минут через 10 подгоняли трап еще раз и запускали еще человек 30, которые всю дорогу стояли в проходах и пели песни», - рассказал Лысаков, подчеркнув, что, конечно, подобная практика была грубым нарушением правил безопасности авиаперевозок.