12.08.2009 Фингарантии для авиаперевозчиков. Минтранс совместно с Росавиацией подготовил и направил авиакомпаниям для обсуждения проекты изменений в Воздушный кодекс и приказы, обязывающих авиаперевозчиков обеспечивать финансовый резерв на случай остановки. По поручению министра Игоря Левитина изменения необходимо ввести к началу зимнего расписания — до конца октября. Срочность объясняется намерением Минтранса как можно быстрее найти способ предотвращения ситуаций, аналогичных остановке полетов авиакомпаний альянса AiRUnion в августе-сентябре 2008 года. Проект уже не содержит вызвавшего в прошлом году резкий протест у авиакомпаний требования о резервировании квартальной выручки на депозите. Теперь предлагается ввести обязательные финансовые гарантии, которые могут быть обеспечены либо в виде банковской гарантии, либо страхового договора. Размер обеспечения будет зависеть от объема перевозок. Для авиакомпаний с пассажиропотоком до 500 тыс. пассажиров в год гарантия должна быть не менее 300 млн. руб., до 1 млн. — 600 млн. руб., до 3 млн. — 1 млрд. руб., свыше 3 млн. — 1,5 млрд. руб. Для эксплуатантов самолетов взлетной массой менее 25 тонн и вместимостью менее 50 кресел: размер гарантии будет единым и составит 3 млн. руб. Проект уже вызвал у авиакомпаний протесты. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) заявила, что в таком виде он "может привести к остановке целого ряда авиапредприятий и к нарушениям работы воздушного транспорта в целом". В первую очередь, перевозчики не согласны с суммами гарантий. По мнению гендиректора "Владивосток авиа" Владимира Сайбеля, размер обеспечения должен быть единым для всех из расчета 30 млн. руб. на каждые 100 тыс. пассажиров, перевезенных за прошедший год. Г-н Сайбель иллюстрирует подсчеты примером: в прошлом году "Владивосток Авиа" перевезла две трети пассажиров остановившей полеты хабаровской "Дальавиа" на сумму 197 млн. руб. при годовом пассажиропотоке "Дальавиа" порядка 1 млн. человек. Кроме того, гендиректор "Владивосток Авиа" считает, что механизмы, предложенные Минтрансом, не будут работать. Гарантий без обеспечения банки сейчас не выдают, и для их получения перевозчик все равно должен будет резервировать на депозите сопоставимую сумму. Что касается страхового обеспечения, то из проекта Минтранса неясно, кто выступит получателем страховых платежей: ведь авиакомпания, заключающая договор, не может заранее знать, кто будет перевозить ее пассажиров в случае остановки. Мнение гендиректора "Владивосток Авиа" разделяют все опрошенные «Коммерсантом» авиаперевозчики. В документах отсутствует порядок расчета страхового возмещения и выплат по банковской гарантии, не уточняется, по каким тарифам будут возмещаться расходы на развоз пассажиров, отмечает гендиректор Sky Express Марина Букалова. По словам замгендиректора "Трансаэро" Дмитрия Столярова, такой системы нет нигде, в том числе и в Европе, на опыт которой ссылаются в Минтрансе. "Есть только гарантия на обеспечение трех месяцев работы без финансовых поступлений для новых перевозчиков, но эти нормы есть и в России", - отмечает г-н Столяров. Не нравится новая система и страховщикам. По словам гендиректора страхового общества "Авикос" Ильи Кабачника, она взята из закона о туризме (обязательные гарантии для туроператоров были введены в 2007 году), а не была специально разработана для авиарынка. Закон не будет работать без детальной проработки, считает г-н Кабачник, в то время как задачу мог бы решить сбор с пассажирских билетов, который и сформировал бы страховой фонд. Если финансовое обеспечение ляжет на авиакомпанию, цена билета все равно пропорционально увеличится, поясняет он. Источник в Минтрансе не отрицает, что документы нуждаются в доработке. Министерство пока не получило от АЭВТ консолидированного предложения перевозчиков, говорит он. И добавляет, что если авиакомпании не найдут удовлетворительного механизма, Минтранс "не отступит": государством "твердо поставлена" задача найти механизм защиты пассажира. "Минтранс прав в одном: он не должен заниматься развозом пассажиров. Авиаперевозчики должны разработать удовлетворяющую их схему, иначе государство навяжет свою", - соглашается глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев |