08.09.2009  «Грядет резкое изменение чартерного рынка»

   Такое мнение высказал известный эксперт по авиарынку, президент консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.
   Г-н Рыбак отмечает, что объем авиаперевозки в этом году упал на 20%, хотя Росавиация прогнозировала падение в пределах 10%. Особенно большое снижение пассажиропотока наблюдается на внутренних линиях – из-за слишком высоких цен на билеты. На чартерных направлениях падение оказалось еще серьезнее, достигнув почти 30%. Это особенно заметно по результатам перевозки в Турцию, так как поток наших туристов на этом направлении за первое полугодие по сравнению с прошлым годом снизился более чем на 18%. В целом же число наших сограждан, вылетевших в другие страны, уменьшилось более чем на 20%. По мнению Бориса Рыбака, это общий показатель для международных рейсов, как чартерных, так и регулярных. И цифры эти довольно тревожные, так как, например, в Германии в этом году пассажиропотоки упали лишь на 3-5%.
   Правда, сейчас темпы падения в России слегка замедлились, считает г-н Рыбак. Видимо, сработал эффект отложенного спроса, и россияне, забыв про кризис, все же предпочли в июле-сентябре провести отпуска за границей. Если подобный интерес сохранится, то по итогам года может сбыться прогноз чиновников – падение объема пассажироперевозок не превысит 10%.
   Тем не менее, кризис уже ударил по авиакомпаниям. Отозван сертификат эксплуатанта у «КД Авиа», компания – банкрот. Огромные долги также у ГТК «Россия» и S7. Могут обанкротиться «Аэрофлот-Дон» и Аэрофлот-Норд», «дочки» основного российского авиаперевозчика. Не очень хороши дела у «Атлант Союза». Вряд ли в ближайшем будущем можно ожидать резкого роста спроса на перелеты, особенно внутри страны. Цены на авиабилеты, по прогнозам Бориса Рыбака, до конца года вырастут еще в среднем на 10-20%. А это значит, что будет расти и стоимость туров, соответственно, снизятся и чартерные перевозки. Рост цен обусловлен тремя главными причинами. Во-первых, втрое повысилась стоимость кредитов, необходимых большинству авиакомпаний для осуществления своей деятельности. Во-вторых, по-прежнему высока стоимость топлива: в России 1 тонна авиационного керосина обходится в среднем в $1 тыс., тогда как в других странах - в $700-800). И в-третьих, рубль резко подешевел по отношению к доллару и евро.
   По мнению Бориса Рыбака, резкие изменения могут произойти в ближайшее время на чартерном рынке: уменьшится число перевозчиков, увеличится их специализация, произойдет структуризация этого сегмента авиарынка. Соперничать со старожилами будут новые бюджетные авиакомпании – «Авианова», Nord Wind, I Flykотор, которые хотят серьезно заниматься пассажирскими перевозками, в том числе и в другие страны. Если у них будет административный ресурс и толковые топ-менеджеры, они смогут быть вполне успешны в своих начинаниях.
   Правда, держаться на авиарынке буквально с каждым днем становится все сложнее. Зарубежные перевозчики не дремлют и по многим направлениям весьма плодотворно конкурируют с российскими. К примеру, из США в Москву осуществляют рейсы пять американских авиакомпаний и лишь одна - российская. Некоторые зарубежные перевозчики, например, «Люфтганза», вполне успешно скупают обанкротившиеся более мелкие авиакомпании или создают дочерние подразделения в европейских странах. «Для нас это важно, так как 75% нашего международного воздушного сообщения - рейсы в Европу, - говорит Борис Рыбак. - Однако я считаю, что не надо бояться экспансии со стороны зарубежных авиакомпаний – надо самим активнее выступать на зарубежных направлениях».