13.10.2009  За все ответит туроператор. Или страховщик?

   Глава Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Александр Коваль не раз указывал на сложную ситуацию в страховой отрасли и ее ухудшение к концу нынешнего года. Неустойчивость страхового рынка может негативно отразиться и на туристическом рынке страны. По словам г-на Коваля, в первом полугодии 2009 года ФССН отозвала лицензии у 47 российских страховых компаний (в первом полугодии 2008 года – всего 28 лицензий). Кроме того, было приостановлено действие лицензий у 45 компаний (в январе-июне 2008 года – у 17), ограничено действие 2 лицензий. К концу года число отозванных лицензий будет гораздо выше.
   Такую ситуацию в ФССН объясняют тем, что отрасль страхования вступила в кризис позже других отраслей экономики, а значит, «позже всех оттуда выйдет». Так что самые тяжелые времена для страховщиков еще впереди. Для туристической отрасли это – серьезный звонок. Ведь в связи с вступлением в силу закона об увеличении минимального размера финансовой ответственности туроператоров, последние были вынуждены заключать новые договоры со страховыми компаниями. Учитывая кризис, спад спроса на туристические услуги, некоторые туроператоры постарались заключить договоры, во-первых, на минимальную сумму, во-вторых, по минимальным тарифам, которые, в частности, предлагались многими не слишком надежными страховыми компаниями. На деле такая страховка оказывается фикцией, ведь если страховая компания окажется неплатежеспособной, все свои проблемы туристы «понесут» туроператору. Это он, согласно действующему законодательству, отвечает перед клиентом за неоказанную услугу. Он, говоря языком страховщиков, оказывается «причинителем вреда», ему и платить.
   «Я не думаю, что на рынке страхования можно ждать серьезных банкротств, – прокомментировала «Интерфакс-Туризму» управляющий директор по комплексному страхованию в туризме компании «Ренессанс-Страхование» Елена Скуратова. – С одной стороны, ФССН четко отслеживает ситуацию и не допустит ухода с рынка такого недобросовестного страховщика. С другой, основная часть туроператоров получила страховку во вполне компетентных и платежеспособных компаниях». Одновременно, как заметила собеседница, нельзя исключать, что в условиях кризиса найдутся страховые компании, которые предложат туроператорам супернизкие тарифы, чтобы хоть как-то улучшить свое финансовое положение: «Однако в случае серьезных проблем у туроператора им просто нечем будет расплачиваться, 30 млн. рублей для них – огромная сумма».
   «У туроператоров нет права ошибиться в выборе страховщика, так как за эту ошибку они будут отвечать собственными деньгами или активами», – подытожила Елена Скуратова.
   Как сказала главный аналитик «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова, во время перезаключения договоров на голодном до рисков рынке процветал мощный демпинг – бич российского страхования. По ее словам, тарифы снижались необоснованно, без учета фактической статистики. Понятно, что такое поведение может иметь в кризис самые драматические последствия как для страховщика, так и для туроператора, который, польстившись на низкие цены, заключил договоры с не внушающей доверия страховой компанией. «Ему надо молиться, – считает г-жа Долгополова – чтобы та, во-первых, уцелела в нынешних условиях, во-вторых, могла хоть что-то выплатить в случае наступления страхового случая».
   Правда, и на туроператорском рынке немало «мин», на которые могут наступить страховщики. Увеличенные лимиты по полисам страхования ответственности соблазняют туроператоров-мошенников действовать с большим размахом, ведь обманутым туристам заплатит страховщик, а с недобросовестного туроператора взятки гладки. Кроме того, многие туркомпании оформляли финансовые гарантии не сообразно своим реальным объемам и оборотам, а по минимуму. Так что если с ними что-то произойдет, страховщику будет непросто расплатиться. А сдавать отчетность, анализ которой позволит делать выводы о реальных объемах, Ростуризм будет требовать от операторов только начиная с 12 января 2010 года. Если проверка покажет, что уровень финансовых гарантий неадекватен объему операций, Ростуризм может потребовать увеличить уровень фингарантий. Пока у надзора такого инструмента воздействия нет.
   Выход из создавшейся ситуации один – корректировать законодательство, латать те «дыры» и лазейки, которые оставляет новый закон недобросовестным участникам рынка. Именно этим сейчас и заняты представители объединений страховых компаний и туристических.