13.10.2009 Одна из самых распространенных ошибок турфирм Включение в договор фиксированных размеров удержаний или штрафов при отказе туриста от подтвержденного тура или при изменении им условий бронирования – одна из самых распространенных ошибок турфирм. Такой договор грубо нарушает законодательство и при судебном разбирательстве или проверке может быть признан недействительным целиком или в части, а турфирма будет подвергнута административному наказанию. А как правильно? Рассказывает член Правовой комиссии Российского союза туриндустрии, генеральный директор юридической компании «Визит» Анна Гладун. С туриста возможно удерживать только фактически понесенные компанией расходы, которые были произведены по исполнению конкретного договора до момента его изменения или расторжения. Затраты турфирмы, по смыслу законодательства и судебной практики, например, накладные расходы или депозитные платежи в адрес контрагентов не признаются фактически понесенными расходами и их удержание с туриста может быть признано незаконным. Следует иметь в виду, что при возникновении судебных споров суды нередко признают правоту туриста как наиболее незащищенной стороны правоотношений, которая, в отличие от турфирмы, не обладает достаточным уровнем информированности и знаний в сфере туризма. Поэтому для предотвращения возможных негативных последствий по претензиям туристов, турфирмам рекомендуется серьезно подойти к вопросу оформления договорных отношений, как с клиентами, так и с партнерами. |