01.12.2009 Сельский туризм как способ преодолеть кризис деревни В Екатеринбурге состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Сельский туризм и судьба уральской деревни. Проблемы, перспективы, экономический и социокультурный эффекты». Участники конференции обсудили теоретические аспекты и практический опыт реализации проектов в сфере сельского туризма в Европе и в России (на примере Северо-Западного и Уральского регионов), а также механизмы и инструменты государственной поддержки туристской деятельности. Министерство по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области и Уральский институт туризма (УИТ), организовавшие конференцию, привлекли к участию в форуме экспертов из Финляндии (Kouvola Innovation Oy) и Ленинградской области, предпринимателей-практиков из ряда сельских территорий Свердловской области. Сельский туризм – едва ли не самое молодое направление в туристическом бизнесе, он подразумевает временное пребывание туристов в сельской местности с различными целями отдыха, в том числе и с целью участия в сельскохозяйственной деятельности, погружения в традиционный сельский быт и культуру. Сельский туризм преследует главную цель - сформировать такой новый комплексный туристический продукт, который бы способствовал устойчивому развитию сельских территорий: увеличению доходов местного населения, созданию рабочих мест, поддержке традиций, народных промыслов и ремесел, сохранению экологии. Поэтому именно сельский туризм в состоянии разрешить все направления современного системного кризиса сельской местности России. Уже сегодня многие уральские предприниматели фактические занимаются сельским туризмом, хотя и не обладают полным представлением о его концепции: кто-то содержит гостевой дом или мини-отель в сельской местности, кто-то организует рыбалку, кто-то открыл частную гончарную мастерскую и проводит мастер-классы для туристов и экскурсантов. В рамках концепции сельского туризма также действует и огромное количество муниципальных краеведческих музеев, рассказывающих об особенностях быта и традициях народов Урала. Однако для успешного развития сектора услуг в сельской местности необходима всемерная поддержка предпринимательских проектов в сфере сельского туризма со стороны государства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на местах. От развития сельского туризма сегодня, во многом, зависит судьба всей российской, в том числе и уральской, деревни, так как оно позволит перевести «избыточные» трудовые ресурсы села из аграрного (производственного) сектора в сферу услуг, превратить сельскую местность в рекреационное пространство для жителей городов. Учитывая высокую степень урбанизации уральских регионов, относительно высокий уровень жизни городского населения, обширную и разнообразную сельскую территорию, хорошо развитую систему транспортного сообщения, большой внутренний туристский поток можно сделать вывод, что на Урале есть все необходимые условия для развития различных форм сельского туризма. Как было решено на конференции, в 2010 году на Среднем Урале будет организован цикл обучающих семинаров для предпринимателей и специалистов органов местного самоуправления под общим названием «Школа сельского туризма Свердловской области». Участники семинаров получат методические рекомендации по этому виду деятельности: стандарты обслуживания, требования безопасности, гигиены и санитарии. Также предприниматели узнают о формах и механизмах государственной финансовой поддержки проектов в сфере сельского туризма, о рекламных мероприятиях и туристских выставках, в которых возможно льготное участие. Участники конференции рекомендовали правительству, региональным органам законодательной и исполнительной власти, органам местного самоуправления разработать необходимые законодательные и нормативные акты, обеспечивающие развитие сельского туризма (стандарты и правила оказания услуг и безопасности сельского туризма, поддержка предпринимательских проектов в сфере сельского туризма), включить программы развития сельского туризма в действующие документы стратегического планирования развития территорий. Федеральному агентству по туризму рекомендовано оказать координационную, научно-методическую поддержку уполномоченным органам исполнительной власти уральских субъектов РФ по формированию программ развития сельского туризма на уровне регионов, организовать обмен передовым опытом среди уральских субъектов РФ, а также оказать в 2010-2011 гг. рекламную поддержку региональных программ развития сельского туризма и межрегионального маркетингового проекта «Великий Чайный путь». Уполномоченным органам исполнительной власти уральских субъектов РФ предложено организовать на постоянной основе цикл методических семинаров и практических занятий для предпринимателей и специалистов органов местного самоуправления в форме «Школы сельского туризма». В качестве соорганизаторов и лекторов «Школы сельского туризма» необходимо привлечь специалистов государственных контролирующих организаций, структур по поддержке малого предпринимательства, учебных заведений, специалистов в сфере создания, управления качеством и продвижения туристского продукта. Правительству Свердловской области, Министерству по физической культуре, спорту и туризму, Министерству природных ресурсов Свердловской области предложено в рамках реализации областной государственной программы «Развитие туризма в Свердловской области» организовать в 2010-2011гг. цикл методических семинаров и практических занятий для предпринимателей и специалистов органов местного самоуправления в форме «Школы сельского туризма Свердловской области», а также дополнить проект Концепции развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области до 2020г. разделом «Развитие сельского туризма» с созданием туристского кластера «Беловодье», специализирующегося на сельском туризме. Ирбитское муниципальное образование и Невьянский городской округ будут считаться пилотными территориями по отработке модели перехода к устойчивому развитию сельского хозяйства и сельских территорий, переводу «избыточного» сельского населения из аграрного сектора в сектор услуг, развитию сельского туризма. Также предлагается создать на территории Ирбитского муниципального образования особо охраняемую природную территорию – природный парк «Беловодье», зону, активно развивающую сельский и экологический туризм, а на территориях Махневского муниципального образования и Верхотурского городского округа – особо охраняемую природную территорию в форме природного парка либо ландшафтного заказника «Симеонова тропа» (от пгт. Махнево до села Меркушино). Министерству сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области рекомендовано в рамках программ развития фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан предусмотреть меры государственной поддержки дополнительных (непроизводственных) видов деятельности в сфере туристских услуг, принять участие в проведении цикла методических семинаров и практических занятий для сельских предпринимателей и специалистов органов местного самоуправления в форме «Школы сельского туризма Свердловской области» в рамках своей компетенции. Комитету по поддержке малого и среднего предпринимательства Свердловской области рекомендовано принять участие в проведении цикла методических семинаров и практических занятий для сельских предпринимателей и специалистов органов местного самоуправления в форме «Школы сельского туризма Свердловской области» в рамках своей компетенции, а также включить представителя министерства по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области в состав Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Свердловской области. Кроме того, комитету предлагается изучить возможность создания специальных отраслевых программ поддержки малого предпринимательства (в соответствии с перечнем приоритетных отраслей), в том числе, в сфере внутреннего и въездного туризма, с привлечением специалистов отраслевых министерств и структуры территориальных отделений областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства. Комитету необходимо также изучить проблему территориальной доступности программ финансовой поддержки малого предпринимательства (в частности льготного инвестиционного кредитования), в связи с имеющимися фактами отказа от этой деятельности банков-партнеров фонда на территории ряда муниципальных образований Свердловской области. |