17.02.2010  Хартия против демпинга

   Туроператоры наконец-то объединяются в борьбе с агентскими скидками.
   15 февраля Ассоциация туроператоров России (АТОР) объявила о создании Хартии поддержки агентского бизнеса, цель которой – консолидировать борьбу ТО с ТА, подрывающими рынок абсурдными скидками. Подстегнули идею и факты внезапного исчезновения турагентств с деньгами за уже забронированные туры, из-за чего поставщики турпродукта понесли убытки. Из 11 статей хартии наиболее прагматичной выглядит ст. 2, декларирующая право туроператоров снижать недобросовестным ТА комиссию до базовой. А агентствам, работающим на базовой комиссии, но оперирующим некорректными скидками клиентам (выше 50% от стоимости агентского вознаграждения), снижать комиссию на величину скидки.
   Турагентства с положительным реноме, на чьи плечи ложится основной груз от ценовой политики недобросовестных конкурентов, положительно оценили инициативу АТОР. Гендиректор «Орко-тур» Юрий Григорьев считает, что система может оказаться вполне работоспособной, если ТО, подписавшие хартию, реально займутся отслеживанием процессов, происходящих в ценообразовании розницы. Руководитель «Альт Вояж» Елена Мерсье саму идею единой стратегии ТО в войне со скидками считает здоровой, но замечает, что она труднореализуема – всегда найдутся те, кто правдами-неправдами попытается завлечь клиента, и отследить таких будет очень непросто.
   Итак, главный вопрос упирается в проблему распознания «гиперскидочников». Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе рассказала, что в секретариат хартии будет стекаться вся информация о недобросовестных агентствах, торгующих турпродуктом на грани рентабельности. «По такому поводу к нам и раньше поступали сигналы. Думаю, с обнародованием проекта их число возрастет многократно. Поступившую информацию мы будем доводить до сведения туроператоров – членов хартии, и уже они будут принимать меры», – пояснила г-жа Ломидзе. Во многих турагентствах полагают, что заинтересованные туроператоры в ближайшее время предложат своим дилерам перезаключить договоры, в которых будет прописаны условия предоставления скидок клиентам. Однако, по мнению генерального директора TEZ TOUR Владимира Каганера, такое мало вероятно – диктовать партнеру условия продаж туроператоры не могут. Другое дело – применение санкций, оговоренных в хартии, в случае доказанного факта нереальных скидок. «В любом случае по каждому из них мы будем проводить служебное расследование, чтобы под санкции попадали только действительно недобросовестные ТА с доказанными случаями некорректного применения скидок», – сообщил г-н Каганер. Ну а отслеживать таких продавцов он предлагает, например, через их собственную рекламу. На возможность мониторинга открытой рекламы обращает внимание и гендиректор компании «Русский Экспресс» Тарас Кобищанов: «В рассылках, газетных объявлениях, Интернете то и дело мелькают фразы «туры по ценам туроператора», «скидки до 10%», «скидки 100% комиссии». К таким, безусловно, необходимо применять меры воздействия, ограничивая их аппетиты в соответствии с положениями хартии».
   По состоянию на 15 февраля под документом подписались 13 ведущих туроператоров. По мнению наблюдателей, их число будет постоянно увеличиваться.