18.02.2010  Защита туристов или раскулачивание турфирм?

   17 февраля в Думе прошел круглый стол по вопросам участия общественных институтов в регулировании рынка туристических услуг и пассажирских перевозок. Присутствовали представители Минспорттуризма, Ростуризма, Минтранса, профильного комитета Думы и руководители нескольких туристических компаний. Казалось бы, ни к чему не обязывающая тема встречи неожиданно обернулась сенсацией: объявлено о создании в России еще одной общественной организации, близкой к сфере туризма, – Всероссийского союза путешественников и пассажиров. Дмитрий Давыденко, гендиректор Центра защиты и помощи гражданам за рубежом (один из учредителей Союза), пояснил, что новая структура (процедура ее регистрации уже заканчивается) призвана взаимодействовать с госорганами по контролю над соблюдением законодательства в отрасли, а также среди прочего решать вопросы сертификации туристических агентств под единый стандарт (на добровольных началах, разумеется). Словом, представлять интересы потребителей туристических услуг и пассажиров. «На наш взгляд, на стороне туристов до нынешнего дня не было структуры, которая уравновешивала бы интересы туристической отрасли. Поэтому к мнению пользователей турпродуктом никто всерьез не прислушивался. Наша задача – создать мост для обоюдного диалога», – прояснил суть проекта г-н Давыденко.
   Однако многое осталось за чертой понимания. В планах Союза фигурируют и намерение «проводить совместные мероприятия с надзорными и контролирующими органами», и создать некий «расчетный центр участников туррынка», и организовать «фонд прямых выплат на безвозмездной основе» для оказания финансовой помощи туристам и пассажирам, находящимся за рубежом, и другие глобальные начинания.
   «Несколько странно, что еще одна надзорная структура под флагом защиты прав потребителей формируется под туристическую отрасль, причем отнюдь не в сфере внутреннего туризма, который по объемам в разы превышает выездной, – прокомментировал новость гендиректор «Асент Трэвел» Игорь Козлов. – По моим данным, доля претензий побывавших за рубежом туристов составляет 0,64% от общего количества. Причем половина конфликтов разрешается в досудебном порядке. В других отраслях сферы обслуживания данные намного плачевнее».
   Президент РСТ Сергей Шпилько пока не видит в начинании ничего настораживающего: «Мы последовательно выступаем за развитие институтов гражданского общества и готовы работать со всеми организациями, чья деятельность направлена на улучшение качества туристических услуг. Только хотелось бы, чтобы новоиспеченный Союз обратил внимание на реальные проблемы туризма. Среди основных – развитие конкуренции в среде авиаперевозчиков, вопрос о топливных доплатах, расширение услуг по страховому полису, защита туристов-экстремалов в российских условиях и многое другое. Если же деятельность организации ограничится частными разборами и попытками контроля турфирм, мы получим «пятое колесо в телеге»».