26.02.2010 Туроператоры шесть часов бились за два лота на Барселону Вчера на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» прошли первые торги «Аэрофлота» по реализации блочных перевозок. Предлагались места на Амстердам, Амстердам-Брюссель, Барселону, Братиславу, Брюссель, Бухарест, Гавану, Дюссельдорф, Дюссельдорф-Брюссель, Малагу, Париж. К торгам были допущены 29 компаний, но две из них не представили необходимого финансового обеспечения и не смогли покупать лоты. Были операторы, которые, наоборот, попросили разрешения увеличить размер обеспечения (0,5% от заявленного объема покупки) – видимо, решили брать больше лотов, чем собирались сначала. Одна компания заявила на торги сразу три своих юридических лица. А еще один известный и крупный туроператор конкурсную комиссию сильно удивил: заявился на один лот, финансовое обеспечение перевел в рублях под расчет, а Сбербанк пересчитал по курсу евро. В результате для участия в торгах компании не хватило 1 евро. Хорошо, что «Аэрофлот» простил оператору эту «сумму». Надо сказать, что для участия в торгах не было создано ни одного пула: финансовое обеспечение предоставила каждая допущенная компания. События на электронной площадке разворачивались довольно любопытно. Для начала не было сделано ни одной ставки на лоты Братислава, Бухарест, Брюссель, Дюссельдорф-Брюссель, Дюссельдорф. Торги по этим направлениям признаны несостоявшимися – притом, что стартовые цены были вполне адекватными, а кое-где даже низкими. Единственный из семи выставленных лотов Амстердам-Брюссель без всякой торговли по стартовой цене забрал «Русский Экспресс». Стартовая цена на Париж оказалась выше обычной блочной на 70-80 евро, выставлено было 6 лотов. Продано только три и по стартовой цене: по одному лоту взяли «Инна тур», «Ланта» и «Нева». На Амстердам было выставлено аж 28 лотов по 10 мест, но ставки были сделаны только по трем. Точнее, одна ставка по каждому лоту на 300 мест, равная стартовой цене. Так их и купили три туроператора – «Ланта-тур вояж», «Русский Экспресс», «Капитал Тур». Основная борьба развернулась за Гавану, Малагу и Барселону. Торги за шесть гаванских лотов продолжались 4 часа, было сделано 576 ставок, цена с 580 евро выросла до 800-805 в зависимости от рейса. За места на Кубу бились семь туроператоров, в том числе крупнейшие, но достались они только трем: «Эс Ай Турс энд Трэвел», «Международный клуб путешествий» и TEZ Tour. За Малагу торговались более 4 часов: четыре лота и пять туроператоров. Цены от стартовой ушли сравнительно недалеко, больше всего ставок было сделано по лоту с вылетом в субботу, он и оказался самым дорогим – 393 евро. В результате лоты поровну поделили между собой «Корал Тревел» и «Натали турс». Рекорд по длительности торгов поставила Барселона. Пять туроператоров торговались за два лота, и бились они 6 часов - с 14.00 до 20.00. Цена по отношению к стартовой выросла на 114-120 евро при шаге 2 евро. Выиграли «ВКО» и «Корал Тревел». Сегодняшние торги обещают быть еще интереснее, поскольку речь идет о наиболее популярных направлениях: Афины, Бангкок, Карловы Вары, Овда, Мадрид, Хургада, Шарм-эль-Шейх и др. При этом стартовая цена на Афины по сравнению с действующей блочной завышена процентов на 60, а на Овду лишь на 10 евро меньше той, по которой туроператоры летают сейчас. Кстати, на Хургаду и Шарм первоначально стартовые цены были и вовсе неприемлемые – 240 евро. Однако сейчас они снижены до 200 евро. Поможет ли этот шаг «Аэрофлота» реализовать места – посмотрим. Но заметим, что на встрече с туроператорами 10 февраля генеральный директор авиакомпании Виталий Савельев произнес знаковые слова: «Если лот не будет продан на торгах, то «за спиной» его не получит никто из туроператоров. Мы пустим эти места в розницу». Советник генерального директора «Аэрофлота» Андрей Полозов-Яблонский сказал, что новая система реализации блоков показала свою работоспособность и целесообразность. «И при этом нам есть, над чем подумать, - отметил эксперт. - Некоторые из предложенных направлений не ушли совсем - наверное, они не нужны рынку. Некоторые продались плохо – значит, цены не те или комплектация лотов не та. По некоторым направлениям, возможно, надо дробить блоки – например, по Бенилюксу, Парижу. Все это решаемо, к следующему сезону постараемся учесть». Сами туроператоры высказывают разное отношение к новой форме работы с «Аэрофлотом». Многие отмечают явно завышенные стартовые цены по некоторым направлениям, неконструктивную комплектацию лотов, неудобную компоновку вылетов и возвратов. Но есть компании, для которых очень важно было получить блоки «Аэрофлота», поэтому неадекватная цена и другие неудобства отошли на второй план. И всех волнует один и тот же вопрос: почему на торги были выставлены никому не нужные Братислава и Бухарест, но в перечне лотов не оказалось ранее заявленных и очень востребованных Праги и Анталии? |