19.03.2010  Хабаровскому турбизнесу не хватает «своей» авиакомпании

   Турбизнес Хабаровского края остро нуждается в надежном партнерстве с региональным перевозчиком. Последние десять лет становление турбизнеса в крае шло параллельно с развитием авиакомпании «Дальавиа». Но после банкротства этого перевозчика на протяжении уже полутора лет «своей» авиакомпании здесь нет.
   Адаптация турбизнеса к преемнику «Дальавиа» – приморской авиакомпании «Владивосток авиа» – была длительной и малоэффективной. Несмотря на появление с осени прошлого года чартерных рейсов в Таиланд и регулярных в Китай, эксперты продолжают если не надеяться, что в регионе все-таки появится «свой» перевозчик, то, по крайней мере, вспоминать о нем. В конце 2008 года банкротство «Дальавиа», базировавшейся в Хабаровске, практически сорвало новогоднюю чартерную программу в крае. Руководители турфирм долго и безуспешно пытались наладить сотрудничество с «Владивосток авиа». Уже в конце 2008 года, по данным краевого управления по туризму, более чем на 70% выросли тарифы на перевозку туристов в Ниигату, на 37,5% – в Сеул, на 27,3% – в Харбин и на 17,6% – в Пекин. С октября 2009 года регулярные рейсы из Хабаровска в Пекин и Харбин выполняет авиакомпания «Южно-Китайские авиалинии». Китайский перевозчик смог предложить конкурентные цены, в результате чего отдых в Китае для хабаровских туристов стал доступнее. Выход на местный рынок компании «Пегас Туристик» способствовал существенному удешевлению стоимости туров в Таиланд, а вскоре оператор предложит местному рынку туры на Хайнань и в Турцию. Однако эти факторы не сделали более гибкой ценовую политику «Владивосток авиа».
   «Мы не чувствуем заинтересованности «Владивосток авиа» в сотрудничестве, – говорит руководитель одной из хабаровских турфирм. – До сих пор нужные билеты иногда приходится выкупать по одному даже при достаточно высокой цене. Кроме того, мы потеряли прямой рейс до Гуанчжоу, который был очень удобным». «Все знают, что выехать в Юго-Восточную Азию из Владивостока дешевле, чем из Хабаровска, – поясняет генеральный директор компании «Валентур» Валентина Асеева. – Приморский перевозчик, очевидно, работает с большим интересом на свой туристический рынок. Мы не просим для себя дополнительных льгот, но сотрудничество у нас не получается». По этому поводу руководители хабаровских турфирм неоднократно обращались в Федеральную антимонопольную службу. Как рассказала начальник отдела анализа и организации туристической деятельности управления по туризму Министерства туризма, спорта и молодежной политики края Валентина Неретина, в мае 2009 года, во время визита в Хабаровск, вопрос о негативном влиянии высокой цены на перелет на организацию туристских потоков подняли представители японской бизнес-миссии. «Действительно, это привело к значительному сокращению турпотока на приоритетном для края направлении и осложнило работу туристических компаний, – говорит г-жа Неретина. – В итоге мы обратились в ФАС по Приморскому краю, заявив о завышении «Владивосток авиа» цены билетов на японском направлении. Однако в суде ответчик сумел доказать, что рентабельность, заложенная им в цену авиабилетов, не была завышена». По мнению руководителя Дальневосточного отделения Российского союза туриндустрии Александра Осауленко, хотя к качеству услуг, оказываемых «Дальавиа», «были вопросы», компания являлась надежным партнером с большой географией рейсов и ценовым диапазоном. «Сейчас в Хабаровске работают только офисы по продажам авиакомпаний, даже не в статусе представительств, они не уполномочены принимать принципиальных решений, - сетует г-н Осауленко. - Чтобы решить вопрос по новым направлениям, организации чартерных программ, надо лететь, в лучшем случае, во Владивосток, а то и в Южно-Сахалинск, в Новосибирск или в Москву. Сейчас мы ждем прихода в край «Аэрофлота», и чем это для нас обернется, пока непонятно». В феврале Правительство РФ заявило, что региональная авиакомпания «Владивосток авиа» в числе других станет частью «Аэрофлота». «Уже сегодня мы не предлагаем туристам услуги этого перевозчика на весну и лето, – говорит Валентина Асеева. – Хоть и небольшой, но выбор у нас все же есть. А в перспективе рассчитываем на надежное партнерство с «Аэрофлотом»». Между тем, в соответствии с концепцией развития аэродромной сети России на территории страны к 2020 году должны быть созданы девять хабов федерального значения, в том числе и в Хабаровске. Генеральный план Хабаровского аэропорта уже разрабатывается корпорацией «Международный аэропорт Инчхон» в консорциуме с компанией «Дэу Инжиниринг». И это будет единственный хаб на Дальнем Востоке. С его введением, полагают эксперты, конкуренция перевозчиков в Хабаровске примет более цивилизованные формы.