25.03.2010 «Дочка» РЖД начнет работу 1 апреля Федеральная пассажирская компания (ФПК) призвана повысить качество обслуживания пассажиров и, возможно, возродить железнодорожный туризм. В пассажирскую компанию передан весь парк пассажирских вагонов, административные здания, кассы, билетные агентства и терминалы на вокзалах. Таким образом, ФПК будет заниматься абсолютно всеми аспектами, имеющими отношение к пассажирским перевозкам: перевозками в вагонах стандартных классов, формированием чартерных составов и специализированных, например, для перевозки детей в оздоровительные лагеря, а также оказанием услуг по перевозке для иностранных компаний, продажей питания в пути, продажей билетов. Одна из ее задач – повысить качество обслуживания пассажиров. Кроме того, согласно официальным документам, цель создания ФПК – сделать традиционно убыточные пассажирские перевозки коммерчески выгодными. Если перевозку в плацкартных вагонах еще можно рассматривать как социальную и дотировать ее за счет бюджета, то убыточность перевозки в вагонах более высокой категории связана, по мнению экспертов, с неэффективной эксплуатацией подвижного состава и с неверной тарифной политикой. ФПК должна проанализировать реальный спрос на железнодорожную перевозку и разработать гибкую и экономически эффективную систему управления продажами: сформировать гибкие тарифы, разработать схемы взаимодействия со структурами, заинтересованными в регулярном приобретении билетов, в том числе и с турфирмами, внедрить электронный билет и пр. Туроператоры, работающие на внутреннем рынке, отмечают, что на протяжении полутора десятков лет пытались вести переговоры с РЖД о взаимовыгодном сотрудничестве для того, чтобы развивать некогда популярный в России железнодорожный туризм. Но им так и не удалось договориться ни о регулировании тарифов, ни об удобных условиях приобретения групповых билетов. В итоге железнодорожный туризм вообще исчез. На коротких расстояниях железнодорожные туры заменили автобусные, хотя комфорт, предоставляемый в поездах, выше и, соответственно, более востребован российскими туристами. Дальние же туры вообще не организуются. Несколько лет назад надежду на возможное изменение ситуации дала туроператорам созданная тогда компания «РЖД-тур», основной задачей как раз и было создание туров на базе железнодорожной перевозки. Кроме того, руководство этой компании планировало стать «посредниками» между руководством РЖД и турфирмами и помочь найти турбизнесу понимание в РЖД. Но из-за внутренних противоречий «РЖД-тур» фактически так и не начала работать в этом направлении. Состоявшаяся в рамках выставки «Интурмаркет» встреча представителей АТОР, турфирм, Роспотребнадзора и РЖД, посвященная организации детского отдыха, показала, что поблеем у турфирм с каждым годом все больше: до 80% времени турфирмы тратят на организацию перевозки детей. И сейчас туроператоры более чем скептически относятся к возможности позитивных изменений на железной дороге. Они уверены, что создание одной крупной структуры, являющейся дочерней компанией владельца железнодорожной инфраструктуры, наверняка приведет к повышению тарифов. Косвенно такую возможность подтверждают и грузоперевозки: по оценкам грузовладельцев, создание Первой и Второй грузовой компании уже привело к росту транспортных издержек. Участники рынка внутреннего туризма, правда, допускают, что условия покупки групповых билетов станут более удобными. |