05.04.2010  Проданная «Интуристу» сеть «Росстур» снова начинает работать самостоятельно

   Совладельцы и топ-менеджеры екатеринбургской турфирмы «Росстур», которую в январе 2009 года приобрел московский туроператор «Интурист», возобновляют самостоятельную работу под прежним брендом. Причиной послужили их разногласия с «Интуристом», касающиеся финансовой деятельности уральцев.
   О том, что на уральский туристический рынок возвращается «Росстур», рассказал совладелец и директор этой компании Александр Недополз. «Туристический рынок начинает восстанавливаться (по его оценкам, он вырос примерно на 30% к прошлому году), и сейчас удачное время для возобновления самостоятельной деятельности», — отметил он. По словам г-на Недополза, «Росстур» уже перезаключил договоры аренды 14 офисов (восемь в Екатеринбурге, остальные в Челябинске, Первоуральске, Нижнем Тагиле, Ревде, Серове и Новосибирске). Кроме того, компания намерена открыть офисы в Омске и Перми. «Как и раньше, “Росстур“ будет специализироваться на массовом туризме. До конца 2010 года мы планируем довести количество собственных офисов до 20. Размер инвестиций в развитие компании в этом году должен составить до $1,5 млн.», — говорит Александр Недополз.
   Напомним, в прошлом году г-н Недополз руководил розничным подразделением «Интуриста» — «Интурист Магазин Путешествий Екатеринбург». Он возглавил эту компанию после того, как продал «Интуристу» 74% ООО «Росстур». Однако в начале этого года, по его словам, он написал заявление об уходе из туристического холдинга. «Соглашение с “Интуристом“ предусматривало выполнение ряда обязательств перед топ-менеджерами “Росстура“, в том числе по выплате бонусов. Однако выполнены эти обязательства не были», - рассказал г-н Недополз «Коммерсанту Екатеринбург», отказавшись раскрыть подробности.
   При этом он подчеркнул, что сделка с «Интуристом» не расторгалась, так как в этом не было необходимости. «Через ООО “Росстур“ (после сделки было переименовано в ООО “Дионис“) велась операционная деятельность турагентства, в частности, именно на это юридическое лицо были оформлены арендуемые офисы и контракты с туроператорами. Однако никакого имущества у него не было, также мы не передавали “Интуристу“ торговую марку “Росстур“ и сайт компании. Главным результатом сделки с “Интуристом“ был переход к нему команды “Росстура“», — рассказал Александр Недополз. По его словам, вместе с ним из екатеринбургского подразделения «Интуриста» в «Росстур» также ушли около 10 ключевых сотрудников компании.
   В «Интурист Магазин Путешествий» настаивают на том, что трудовой договор с Александром Недоползом был расторгнут по инициативе туристического холдинга. «Перед топ-менеджерами всех филиалов компании мы ежегодно ставим цели по показателям продаж и доходности бизнеса, которые они должны достичь. Александр Недополз реализацию этих целей обеспечить не смог», — отметил генеральный директор «Интурист Магазин Путешествий» Сергей Толчин. Он также сообщил, что компания отказалась от восьми офисов продаж в Екатеринбурге в связи с их неэффективностью и низким уровнем доходности. «В настоящий момент мы производим их перемещение в более выгодные с коммерческой точки зрения места», — рассказал г-н Толчин.
   Как отмечает директор туристической компании «Виста» Максим Пузанков, специфика сделок M&A в туристической сфере такова, что, как правило, основным активом продаваемой компании являются ее сотрудники. «Это очень рискованные сделки, так как не существует эффективных механизмов удержания сотрудников», — отметил он.
   Перспективы «Росстура» участники рынка оценивают неоднозначно. По словам директора клуба путешествий «Крылья» Натальи Обожиной, в 2010 году рост екатеринбургского туристического рынка, упавшего в прошлом году на 30%, может составить до 20%. «Поэтому момент для выхода на рынок сейчас в целом удачный», — считает она. Тем не менее, на деятельности «Росстура» может сказаться и ряд негативных факторов, считает Максим Пузанков. «В частности, помешать нормальной работе “Росстура“ может “Интурист“, который как один из крупнейших участников туристического рынка имеет возможность влиять на политику туроператоров. Не удивлюсь, если в сложившейся ситуации некоторые крупные российские туроператоры будут отказываться от работы с “Росстуром“», — отметил он. При этом участники рынка отмечают, что особых вложений в развитие бренда «Росстур» не потребуется. «В прошлом году бренд “Росстур“ продолжал использоваться в городах Свердловской области (кроме Екатеринбурга), поэтому в целом клиенты его не забыли», — считает гендиректор компании «Турбанк» Михаил Костеров.