26.04.2010 Турофисы Страсбурга и Великого Новгорода учатся друг у друга Первый международный семинар «Организация туристской деятельности города. Успешная практика туристско-информационных центров в России и за рубежом» собрал в Великом Новгороде десятки профессионалов туризма. Несколько десятков представителей туристских администраций, специалистов туристских информационных центров России и зарубежья из более чем двадцати городов собрал прошедший в Великом Новгороде первый международный практический семинар «Организация туристской деятельности города. Успешная практика туристско-информационных центров (ТИЦ) в России и за рубежом». Основными темами для обсуждения и обмена опытом стали вопросы стратегического развития туристских направлений, государственно-частного партнерства в туризме, повышения информационного комфорта туристов и создание уникальных туристских событий. Место сбора было выбрано не случайно: именно в Великом Новгороде в 2001 году в рамках программы «TACIS - породненные города» создали первый в России туристский офис, основанный на партнерстве бизнеса и власти. Поскольку он был образован на опыте турофиса Страсбурга, к участию в семинаре пригласили и французских коллег. Советник мэра Страсбурга по вопросам развития туризма Жан-Жак Гзель, выступая перед собравшимися, подчеркнул, что несмотря на большую разницу в возрасте и «весе» (страсбургскому офису 108 лет, в нем работает до 90 человек, а параметры его «коллеги» в Великом Новгороде — 9 лет и 9 человек), им есть чему поучиться друг у друга. «Даже нам, с гораздо более крупным бюджетом и возможностями, все равно приходится делать выбор и сосредотачиваться только на некоторых наиболее перспективных направлениях, - заявил он. - И то, чего достигли в Великом Новгороде (за время работы его офиса турпоток в город вырос вдвое) за столь короткую историю и в таких сложных условиях, внушает уважение». Хорошо знакомый новгородским коллегам гость из Франции подчеркнул, что достижения Страсбурга – плод активной и целенаправленной работы в течение десятилетий. Сейчас город принимает в год 11 млн туристов (для сравнения Петербург – 4,8 млн) и занимает в третье место в стране по популярности среди туристов (после Парижа и Лазурного берега). Его турфис только на продаже карт зарабатывает в год до 100 тыс. евро, а основное мероприятие по привлечению гостей - масштабная ярмарка «Страсбург – столица Рождества» при затратах в 2 млн евро приносит доходов в 80 раз больше. В свою очередь, председатель Комитета по туризму и зарубежным связям администрации Великого Новгорода, вице-президент Некоммерческого партнерства «Офис туризма Великого Новгорода» Исак Фрейдман отметил, что главными инструментами для успешного построения эффективного ТИЦ должны быть системное партнерство между властью и бизнесом, а также прозрачное финансирование и понятные правила игры. По его мнению, при организации работы ТИЦ важно учесть сразу несколько определяющих моментов. «Нужно занять достойное место на рынке, найти нужный формат туристского офиса и даже очень правильно определить его географическое расположение. Такой офис должен находиться там, куда приходит каждый турист – иначе нет смысла его организовывать. – полагает Исак Фрейдман. – Главная задача такого офиса – продвигать город, правильно привлекая в него туристов. А еще – организовать комфортную среду для их приема и превратить офис в площадку, на которой участники партнерства могут обсуждать волнующие их проблемы. Когда мы создавали наше партнерство, я был уверен, что забежали на 3-4 года вперед, и постепенно российское законодательство изменится для нас в лучшую сторону. К сожалению, не изменилось, и проблем меньше не стало». Каждый из спикеров семинара представил свой раздел. Директор офиса по туризму Страсбурга Патрис Жени, к примеру, подробно рассказал об его организационной структуре, бюджете и работе с таким инструментом, как CityPass. Директор по стратегическому развитию консалтинговой группы «Город мастеров» (Петербург) Тамила Железняк — об организации правильных партнерских отношений в сфере туризма. А сотрудники НП «Офис туризма Великого Новгорода» поделились опытом организации и становления своего турофиса . Участники семинара смогли также поучаствовать в работе специализированных секций «Маркетинговые инструменты и система качества» и «Инновационные технологии в туризме», на которых был рассмотрен и обсужден целый ряд проблем. По отзывам собравшихся, такая форма обсуждения проблем организации и реальной работы ТИЦ очень полезна, так как дает понимание возможных вариантов и позволяет перенять не только полезный опыт, но и не совершать ошибок. В завершении семинара новгородцы пригласили принять участие в Международном фестивале туристских фильмов «Великий Новгород - родина России», который пройдет в их городе 17-18 сентября. |