18.05.2010  ФАС заинтересовалась Хартией поддержки агентского бизнеса

   Как сообщил 17 мая сайт ФАС России, проверки проводились в связи с размещенной в СМИ информацией о заключении шестнадцатью российскими туроператорами «Хартии поддержки агентского рынка», инициированной Ассоциацией туроператоров России.
   По итогам проверок ФАС направила в адрес АТОР официальное заключение о том, что текст Хартии содержит положения, противоречащие антимонопольному законодательству, и может быть квалифицирован как антиконкурентное соглашение об установлении единого уровня скидок.
   «ФАС России установила, что Хартия предусматривает проведение согласованной между ее участниками ценовой политики в отношении уровня вознаграждения для турагентов. Однако условия Хартии не были реализованы туроператорами, как показала проверка. Поэтому ФАС России приняла решение не возбуждать дело в отношении АТОР», – гласит документ на сайте службы.
   В АТОР недоумевают. «Я присутствовала на встрече представителей ФАС с туроператорами, по итогам которой было объявлено, что никаких нарушений в Хартии не усмотрено, – сказала Майя Ломидзе, исполнительный директор ассоциации. – Мы направили текст Хартии на согласование с антимонопольными органами». Об официальном заключении ФАС стало известно вечером 17 мая. Антимонопольная служба уведомила АТОР, что исполнение Хартии в ее последней редакции может привести к нарушению «Закона о защите конкуренции» – в частности, Хартия содержит положения, которые могут быть квалифицированы как антиконкурентное соглашение.
   Напомним, Хартия предусматривает снижение комиссии до базовой тем агентствам, которые получают повышенную комиссию и предоставляют скидку, превышающую 50% от нее. А тем агентствам, которые имеют базовую комиссию и также предоставляют скидки в размере более 50% своего вознаграждения, комиссия будет снижена на размер скидки. Текст Хартии редактировался пять раз, и, по мнению экспертов АТОР, механизм реализации основных положений документа полностью зависит от его окончательной редакции.
   Между тем, как и сообщает ФАС, каких-либо реальных результатов Хартия пока не принесла. Об этом говорят и турагентства, заинтересованные в порядочности дистрибьюторского рынка.
   «Конечно, хорошо, что Хартию приняли. Но было бы гораздо лучше, если бы операторы контролировали ситуацию до появления критической точки, – считает Мария Чупина, менеджер по развитию сети агентств «1001 Тур». – Многие операторы дают агентствам скидки и по 14% и по 15% – и когда агентства всю эту сумму отдают туристам, это расшатывает рынок. Если агент демпингует, нужно как-то на него воздействовать. Конечно, вычислять демпингующих сложно, но имеет смысл хотя бы реагировать на жалобы других агентов, а дальше всё можно легко проверить по телефону, представившись клиентом и записав разговор».
   Юрий Григорьев, гендиректор компании «Орко-тур», более категоричен: «Многие операторы подписали Хартию только для PR-хода. Никаких реальных действий, кроме нескольких уведомляющих о принятии Хартии писем в адрес агентств, не последовало. И уполномоченные, и неуполномоченные агентства сплошь и рядом демпингуют. А механизма реализации действия Хартии нет, разве что прерывать работу с конкретными нарушителями. К тому же Хартия противоречит Гражданскому кодексу РФ, ограничивая права продавца на реализацию продукта по той цене, которую он считает нужной».