02.07.2010 Коллапс в Шереметьево: обстановка накаляется Участники авиационного и туристического бизнеса пытаются найти выход из ситуации с фактической блокировкой аэропорта. Днем 1 июля премьер-министр РФ Владимир Путин поручил вице-премьеру Сергею Иванову «разблокировать» ситуацию с Шереметьево совместно с властями Москвы, сообщает РИА Новости. Напомним, из-за начала ремонтных работ на 24 километре Ленинградского шоссе, начавшихся 26 июня, все подъезды к аэропорту превратились в многокилометровые пробки. На ситуацию оперативно отреагировал «Аэроэкспресс», увеличивший частоту движения электричек в Шереметьево до 72 в день, но даже такое количество поездов неспособно принять на себя весь поток пассажиров в аэропорт. Кроме того, многие люди едут в Шереметьево не из Москвы, а из пригородов. Также не следует забывать, что ряд пассажиров не готов отказаться от передвижения на автомобиле по имиджевым соображениям. В итоге дорога из города до аэропорта занимает 4-5 часов. Проблему усугубляет и тот факт, что, по словам Леонида Лейкина, гендиректора подрядчика ремонта ООО «Пелискер», строители надеются завершить ремонт в течение трех месяцев, то есть к началу октября. Получается, что нагрузка на дороги продлится в течение всего летнего туристического сезона. По сообщениям центральных СМИ, многие туристы, отправляющиеся в путешествие из Шереметьево, опаздывают на рейсы, а рейcы задерживаются, потому что опаздывают пилоты. Авиакомпании несут убытки. Так, «Аэрофлот» из-за коллапса на Ленинградском шоссе потерял только в понедельник 700 тыс. евро, 1,3 тыс. пассажиров опоздали на самолеты. Об этом сообщил в Госдуме 30 июня замгендиректора по коммерции авиакомпании Андрей Калмыков. В тот же день гендиректор Шереметьево Михаил Василенко обвинил в своем блоге столичные власти в том, что ремонтные работы не были согласованы с аэропортом, и объяснил подобные действия недобросовестной конкуренцией, а именно – отстаиванием интересов аэропорта Внуково, принадлежащего правительству Москву, и запуском там нового терминала. Руководитель аэропорта также сообщил, что уже отправил жалобы в ФАС и Генпрокуратуру. Между тем, источник в Ространснадзоре сообщил РИА Новости, что реконструкция моста на пересечении Ленинградского шоссе с Октябрьской железной дорогой обусловлена насущной проблемой: это необходимо для безопасности движения скоростных поездов «Сапсан», поскольку на железнодорожные пути осыпаются части конструкций. Туристический бизнес бьет тревогу. АТОР обратился к мэру Москвы Юрию Лужкову с официальным письмом (ознакомиться можно здесь). «У туристов есть серьезные проблемы с проездом, поэтому мы хотим донести до московского руководства, что перед тем, как начинать ремонт, стоит подумать об объездных путях. Возможно, решение проблемы будет найдено», – сказала М. Ломидзе. В свою очередь, в Российском союзе туриндустрии (РСТ) писем пока не пишут и относятся к ситуации более философски. «Скорее всего, чиновники в очередной раз просто «не заметили» начала высокого туристического сезона и резкого роста перемещения людей в связи с этим в аэропорты», – отметила пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина. Работающие с рейсами из Шереметьево туроператоры на своих сайтах и при помощи рассылки уведомляют агентов и частных клиентов о том, что в аэропорт нужно выезжать сильно заранее, а по возможности пользоваться услугами «Аэроэкспресса». Как рассказал гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин, несколько его туристов «поменяли» аэропорт вылета». Однако прочие опрошенные игроки рынка считают ситуацию не столь трагичной. ««Данная проблема широко освещается в СМИ, поэтому мы являемся лишь дополнительным источником информации. Туристы в основном уже в курсе и вносят в свои планы соответствующие корректировки, – сказал коммерческий директор ICS Travel Group Дмитрий Филатовский. – Пока что тенденции к отказу от покупки туров с вылетом из Шереметьево мы не наблюдаем. А по ряду направлений альтернативы вылета из других московских аэропортов просто нет. Поэтому туристам следует внимательно следить за поступающей информацией и делать правильные выводы». Претензий или отказов по причине коллапса не было и в «Мегаполюс Турс». «Запросов от наших отделов по отменам или заменам туров также не поступало», – заявил руководитель отдела чартерных перевозок компании Андрей Кольчиков. Не поддаются панике и в агентствах. «Мы предупреждаем клиентов о возможных неудобствах», – сказала директор «Саншайн тур» Мария Чунтул. По словам руководителя отдела развития сети агентств «1001 тур» Марии Чупиной, в последнее время туристы стали активно интересоваться проблемой подъезда к Шереметьево. Хотя, как отмечают в агентствах, каждый житель Москвы уже в курсе ситуации благодаря широкому освещению проблемы в СМИ. Основной совет, который сейчас дают агентства всем туристам, вылетающим из Шереметьево, – отправляться в аэропорт с вокзала на «Аэроэкспрессе». В связи с этим клиентов у этого вида транспорта, как и прибыли, отмечают эксперты, явно прибавится. Как говорится на сайте компании, среднесуточный пассажиропоток «Аэроэкспресса» на маршруте «Белорусский вокзал – аэропорт Шереметьево» увеличился за неделю на 65% (до 15 тыс. пассажиров в сутки). Анонсируется, что в июле «Аэроэкспресс» планирует ввести в общей сложности 20 дополнительных вагонов в электричках до Шереметьево и обратно, а с 12 июля добавить к расписанию четыре спецрейса между Савёловским вокзалом и Шереметьево, предназначенные для сотрудников аэропорта и авиакомпаний. Однако не в пользу «Аэроэкспресса» говорит отсутствие у того ночных электричек, а также двухчасовой перерыв в расписании – с 11.00 до 13.00. Также надо принимать во внимание, что провозная способность «Аэроэкспресса» не очень сопоставима с ежедневным пассажиропотоком Шереметьево (18 тыс. пассажиров против 50-70 тыс.), и с дополнительной нагрузкой «Аэроэкспресс» просто может не справиться. Очевидно и то, что сами туристы настроены более решительно, хотя аэропорт вылета никогда не был принципиальным моментом в выборе тура. «Клиенты, конечно, не отказываются от туров, но если есть выбор, то он сейчас не в пользу Шереметьево», – прокомментировала старший менеджер «Сигма тур» Екатерина Сычева. В случае же опоздания на рейс пассажир имеет полное право подать на власти Москвы в суд. Правда, предыдущая судебная практика показывает, что такое дело турист, скорее всего, проиграет. Между тем, 1 июля в Минтрансе пройдет специальное совещание по этому вопросу с участием представителей правительства Москвы, рассказал радиостанции «Эхо Москвы» глава пресс-службы ведомства Тимур Хикматов. |