15.07.2010  «Байкал» «завернули»

   В июне 2010 года фирменный поезд № 9/10 «Байкал», ранее ходивший по маршруту Иркутск – Москва, сменил пункт назначения и теперь следует до Санкт-Петербурга, минуя Москву. Представители туристских компаний региона скептически оценили это нововведение РЖД. Опрошенные эксперты говорят, что изменение маршрута поезда вызвало массу проблем при организации туров.
   По информации пресс-службы РЖД, в настоящее время «Байкал» ходит с периодичностью один раз в два дня и за первый месяц работы перевез 19,4 тысячи пассажиров. При стоимости билета в одну сторону от 4,5 до 23 тысяч рублей вагоны заполнялись в среднем на 60-70%. За этот период заявки на групповое бронирование подали шесть туроператоров, в том числе «Золотая Панда»(20 заявок) и «ТурСиб» (33). Однако отсутствие поезда, следующего в Москву и формирующегося непосредственно в Иркутске, вызвало массу проблем при организации туров в столицу или транзитом через неё.
   В частности, у туроператоров теперь не всегда имеется возможность глубокого бронирования железнодорожных билетов в проходящих поездах, что усложняет организацию туристских поездок. Ранее, когда фирменный поезд «Байкал» следовал до Москвы и формировался в Иркутске, подобных проблем с бронированием не было. Эксперты отмечают, что по популярности туры в Санкт-Петербург значительно уступают московским. Более того, ранее РЖД уже открывали прямое сообщение между Иркутском и северной столицей в зимние каникулы, но рейс был закрыт из-за низкой рентабельности.
   С изменением маршрута «Байкала» эксперты связывают уменьшение въездного турпотока в регионе. Игорь Коваленко, председатель СБАТ, рассказал, что число иностранцев, путешествующих из Москвы по Транссибирской магистрали, в последнее время несколько сократилось. По его словам, «Байкал» пользовался популярностью у иностранных туристов, но со сменой маршрута поезда некоторые из них отказались от путешествий. Юрий Немировский, директор туристической компании «Байкал-Комплекс», уточнил, что сокращение въездного турпотока в основном происходит за счёт индивидуально путешествующих туристов.
   Игорь Коваленко отмечает, что с введением нового маршрута возникали сложности и другого рода. Так, информация об изменениях в расписании появилась всего за два-три месяца до смены маршрута поезда, и это событие вызвало массу проблем у зарубежных партнеров иркутских туристских компаний, бронирующих железнодорожные билеты как минимум за полгода до тура.
   Представители туротрасли также считают, что поезд «Байкал», следовавший до столицы, был визитной карточкой Иркутской области.И одним из его плюсов было оптимальное соотношение между ценой и качеством. Эксперты отмечают, что поезд отличался высоким уровнем обслуживания и лояльными ценами, а в большинстве проходящих через Иркутск поездов этот баланс нарушен. Юрий Немировский отмечает, что нынешний «Байкал» не только ходит по другому маршруту, но и имеет на треть меньше вагонов, чем в 2009 году. Сейчас, в высокий сезон, это изменение вызвало большие сложности при покупке и бронировании билетов. Вместе с тем, Юрий Немировский позитивно оценивает открытие прямого сообщения с Санкт-Петербургом, но считает, что для этой цели нужно было пустить отдельный поезд.
   В связи со всем вышеизложенным, СБАТ обратился к администрации РЖД с просьбой вернуть «Байкал» на прежний маршрут. Эксперты полагают, что новый маршрут поезда «Байкал» малоперспективен, и надеются, что бренду региона все же вернут прежнее направление.