23.08.2010  Что мешает развиваться водному туризму

   Об основных правовых и инфраструктурных проблемах, сдерживающих развитие водного туризма в Северо-Западном регионе и стране в целом, шла речь на круглом столе, который прошел в Санкт-Петербурге, на борту круизного парома Princess Maria. Встреча была организована Российской академией юридических наук и Институтом морского права при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации и Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга. Участвовали представители СЗРО РСТ, Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга, Северо-Западного филиала Союза российских судовладельцев, Ассоциации судоходных компаний.
   Вице-президент РСТ Сергей Корнеев отметил некоторые законодательные пробелы и недоработки в организации стоянок и марин. Граждане, приобретающие плавсредства, могут их эксплуатировать, только базируясь (хотя бы формально) на какой-либо стоянке - с этим связана, в частности, регистрация, прохождение техосмотров и т.д. В то же время, нет никаких норм, которые бы обязывали владельцев стоянок заключать договоры с гражданами, и нет никаких норм, которые бы регулировали условия этих договоров. Когда в отдельном населенном пункте есть большое количество стоянок, конкурирующих друг с другом, проблема решается сама собой. Но когда стоянка одна, возможны противоречия: например, местные жители либо выставляют надуманные тарифы, либо просто отказываются заключать договор, если речь идет о дешевых лодках.
   Выходом могло бы стать введение в законодательство такого понятия, как «муниципальная стоянка», находящаяся в ведении местного органа самоуправления. Муниципальные органы должны будут оборудовать хотя бы простейшее места для причаливания. И даже это превратит каждый населенный пункт в объект водного туризма, как это происходит во всех зарубежных городах. Необходима отдельная программа создания инфраструктуры яхтенного туризма, помощь в решении вопросов землеотвода, согласований и т.п.
   Г-н Корнеев говорил и о проблеме миграционных формальностей для зарубежных яхтсменов, которые, согласно существующему законодательству, обязаны вставать на учет в каждом пункте швартовки, что практически невыполнимо. Что касается круизных пассажиров, то эти формальности вообще излишние, так как точные списки есть на каждом судне. Нет смысла регистрировать и паромных пассажиров.
   Заместитель руководителя Ростуризма Евгений Писаревский рассказал, что в рамках концепции Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма (2011-2016 годы)», разработанной Минспорттуризма, на реконструкцию Единой глубоководной системы России запланировано потратить 3 млрд. 348 тыс. рублей. Кроме того, предусматривается развитие инфраструктуры внутреннего водного транспорта - оборудование стоянок для теплоходов и круизных судов.
   По мнению генерального директора Международного балтийского парусного союза Сергея Тимашкова, в законе о яхтинге необходимо изменить статус яхты. Она должна быть приравнена к автомобилю, а не круизному судну. Он такжен отметил, что без объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области в разработке программы организации портов подхода (Выборг, Приморск и пр.) развитие яхтенного туризма невозможно. Дело в том, что по европейским стандартам однодневный переход яхты составляет 50 миль, а расстояние от портов даже близлежащей Финляндии гораздо больше.
   Также обсуждались вопросы повышения эффективности защиты прав участников рынка и потребителей в сфере водного туризма, проблемы законодательного ограничения на проход по внутренним водным путям России спортивных и прогулочных судов. Решения, принятые по итогам конференции, и предложения по совершенствованию российского законодательства, вошедшие в резолюцию, будут направлены в профильные министерства и ведомства.