09.08.2010  На Кубани перевозчиков заставляют становиться туроператорами. И наоборот

   Власти Краснодарского края ужесточают контроль за экскурсионными и туристскими перевозками. Это может заставить перевозчиков уйти «в тень». Эксперты считают закон «незаконным».
   В краевой администрации, а также в муниципалитетах появятся специально уполномоченные органы, которые будут контролировать работу перевозчиков на туристских и экскурсионных маршрутах. Департамент по транспорту и связи Краснодарского края сейчас разрабатывает соответствующее постановление, рассказал источник в администрации края. Контролирующую структуру создают в рамках реализации краевого закона «Об организации туристско-экскурсионных перевозок автомобильным транспортом на территории Краснодарского края». Закон №1976–КЗ приняли 26 мая 2010 года, он вступил в силу 9 июня.
   Закон должен упорядочить отношения, связанные с организацией туристско-экскурсионных перевозок автомобильным транспортом в крае. Авторы законопроекта считают, что он обеспечит безопасность туристов и экскурсантов, снизит травматизм, количество несчастных случаев и нанесение ущерба природе во время путешествий. «Контролеры» будут решать вопросы об открытии, изменении и закрытии маршрутов в пределах района, городского округа или всего края, утверждать схемы движения и паспорта маршрутов, следить за безопасностью отдыхающих, вести реестр маршрутов и перевозчиков, контролировать обустройство мест для отдыха водителей и туристов.
   Перевозить взрослых и детей теперь смогут только фирмы, которые включены в реестр перевозчиков. Схемы маршрутов, выданные на этот сезон, не будут аннулированы – они действительны в течение года, рассказали в департаменте курортов края. Однако к следующему сезону компаниям, которые занимаются пассажирскими перевозками, нужно позаботиться о новых документах.
   До принятия закона транспортным компаниям не нужно было получать паспорта маршрутов. Организаторы экскурсий или перевозчики разрабатывали схему движения, только когда нужно было перевозить детей. Эту схему утверждали в местной администрации и управлении ГАИ. В краевой администрации считают, что с появлением единой контролирующей структуры получение документов упростится.
   «Раньше схему маршрута мог разрабатывать организатор экскурсии. По новым правилам помимо схемы требуется паспорт маршрута. Оба документа должны оформлять перевозчики. Многие водители откажутся это делать, и теперь будет сложно найти автобусы для поездок», – считают в объединении «Туристическая Анапа», занимающемся организацией экскурсий. Если на оформление паспортов будет уходить много времени и средств, стоимость экскурсий и туристских поездок однозначно возрастет, отмечают представители туристических компаний. Придется платить водителям, чтобы они бегали по инстанциям, и это будет заложено в стоимость билета.
   «При организации экскурсий мы пользуемся собственными автобусами. Поэтому оформлять документы будем на свою фирму, сложностей с поиском перевозчика не возникнет, – рассказывают в геленджикской компании «Золотой Овен». – Наличие контролирующего органа в сфере туристских перевозок поможет навести порядок в отрасли и искоренит фирмы-однодневки, которые портят имидж кубанских курортов».
   Руководитель Автотранспортной комиссии Российского союза туриндустрии Ольга Санаева изучила закон и считает, что он не учитывает интересы представителей турбизнеса Кубани. «Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» накладывает определенные обязательства на туроператоров и турагентов, осуществляющих экскурсионное обслуживание. Перевозчики в этом контексте вообще не упоминаются. А по новому кубанскому закону получается, что организовывать экскурсии и туристские маршруты будут автотранспортные компании и госслужащие. Но ни те, ни другие не компетентны в турбизнесе», – говорит Ольга Санаева. По ее мнению, туроператоры будут вынуждены либо сливаться с транспортными компаниями, либо самим приобретать транспортную лицензию. Кроме того, из текста закона не ясно, что делать перевозчикам из других регионов РФ. В край ежедневно отправляется сотни автобусов, которые везут на юг отдыхающих из Тулы, Твери, Ростова, Волгограда и многих других городов. Если следовать логике краевого закона, то водителям из дальних областей надо специально ехать в Краснодарский край регистрировать маршруты.
   Юрист автономной некоммерческой организации транспортников южного региона Ярослав Чекотов сказал «Деловой газете. Юг», что Законодательное собрание края имеет право регулировать отношения в сфере туристско-экскурсионных перевозок, осуществляемых только на регулярной основе. На разовые пассажирские перевозки по заказу, даже если они будут проходить в рамках экскурсии или туристической перевозки, применяется гл. 4 № 259–ФЗ от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Согласно этому закону лицензированному перевозчику нет необходимости получать дополнительные согласования и разрешения. В данной ситуации применяется договор фрахта, который содержит сведения о маршруте, месте подачи транспортного средства, сроках выполнения перевозки.
   По мнению Ярослава Чекотова, принятый закон противоречит закону Краснодарского края от 7 июля 1999 г. №193–КЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае». В нем определены полномочия субъекта федерации в организации и контроле только регулярных пассажирских перевозок. «Мы однозначно будем обжаловать новый закон, и уверены, что добьемся успеха. Хороший пример подали семеро сочинских таксистов – индивидуальных предпринимателей. В июле 2010 года они добились в Конституционном суде РФ, чтобы некоторые пункты закона Краснодарского края «Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами…» признали противоречащими Конституции.