27.09.2010 Смена вывесок Федеральный туроператор Pegas Touristik сделал очередной шаг в освоении региональных туррынков, запуская c 1 октября проект франчайзинга для своих партнёров. Как сообщила Анна Подгорная, генеральный директор компании, в тестовом режиме под «крылом» «Пегаса» в России уже сегодня работают 120 агентств, из них более 30 – в сибирском регионе. Притом, что далеко не все участники рынка готовы встать под знамёна одного из самых крупных операторов, эксперты полагают, что этот шаг «Пегаса» может изменить сложившийся в регионах расклад сил. Целью проекта, по словам Анны Подгорной, является создание собственной сети лояльных турагентств для эффективного продвижения операторских продуктов. Компании, которые уже решили или только планируют сменить вывеску, могут рассчитывать на определённые преимущества, а оператор в свою очередь выдвигает к ним ряд требований. Так, турфирма, желающая взять франшизу «Пегаса», должна иметь стаж турагентской деятельности не менее двух лет, её офис должен находиться в удобном месте и помещении, быть оснащённым всеми необходимыми современными коммуникациями, включая IP-телефонию. Кроме того, соискатель не должен принадлежать к иным сетевым структурам (работать по франшизе другого оператора или быть его уполномоченным агентом), а сотрудникам этой фирмы необходимо хорошо знать предлагаемый «Пегасом» продукт. Вместе с заявкой фирма-соискатель должна предложить оператору план своего развития на ближайшие три года. «Мы предоставляем в пользование свой бренд, и это главное преимущество, - считает Анна Подгорная. – Бренд раскручен, имеет хорошую историю, и, полагаю, работать под ним будет очень приятно». Кроме этого, оператор предоставляет агентствам, вступившим в проект, и свои технологии. «Мы долго не запускались, так как готовили к работе call-центр, который в режиме он-лайн будет обрабатывать звонки, поступившие на единый телефон, - объяснила руководитель Pegas Touristik. - У агентств будет возможность в любое время бесплатно связаться с Москвой и с любым другим офисом - сеть охватит их все. Также мы даём возможность перенести и нашу систему бронирования на сайты агентств, чтобы клиенты могли работать с ней в режиме он-лайн». Агентствам, вошедшим в проект «Пегаса», сразу будет предоставлена максимально возможная комиссия – 14%. «Но с нашей стороны тоже есть условия, - предупреждает Анна Подгорная. – Агентства должны будут в первую очередь продавать наш продукт, и только если такового не найдётся, можно будет предложить продукт другого оператора». За лояльностью агентств «Пегас» намерен следить, в том числе и с помощью контрольных звонков и закупок. «Это наша принципиальная позиция, - объясняет руководитель компании. - Считаю, что крайне нелогично под вывеской одного оператора продавать продукт другого. Отсюда и факты отключения от наших систем бронирования агентств, уполномоченных другими игроками. Считаю, что отношения на рынке должны быть прозрачными и корректными, чтобы потребитель понимал, чей продукт покупает и кто будет нести за него ответственность». Цена франшизы, по словам Анны Подгорной, варьируется в зависимости от региона и города, в котором работает агентство, желающее её приобрести, – от 3 до 17 тысяч рублей в месяц. Официальное открытие проекта намечено на 1 октября. Пока же идёт работа в тестовом режиме - агентства подключаются к call-центру, меняют вывески. «На презентацию мы намерены собрать наших партнёров в одной из безвизовых стран, с которыми мы работаем, для того, чтобы объяснить нюансы сотрудничества с нами и ответить на все интересующие вопросы», - сообщилаАнна Подгорная. В перспективе агентства, купившие франшизу «Пегаса», не только сменят вывеску, но и перейдут на его корпоративный стиль - оператор выдвигает ряд требований, правда, не столь жёстких, как у идущих по аналогичному пути коллег, по соблюдению корпоративного стиля. По словам Анны Подгорной, уже заказано 1500 комплектов – рубашек, галстуков и т.п. Эта цифра, а также число уже работающих в тестовом режиме агентств, позволяет сделать вывод, что в перспективе «Пегас» рассчитывает выйти на достаточно серьезные показатели, оцениваемые экспертами в 400-500 агентств. «У нас есть определенное видение, сколько и где должно быть открыто агентств. Но пока я не хотела бы раскрывать планы, - сказала корреспонденту Анна Подгорная. – Перед нами не стоит задача просто количественно увеличиться. Необходимо понимать целесообразность открытия каждого из агентств, для чего необходимо знать и плотность населения, и его платежеспособность, а также количество турфирм, уже работающих на том или ином рынке. В каком-то городе, условно говоря, есть смысл давать10 франшиз, в каком-то – всего одну. Желающих стать нашими партнёрами уже сейчас очень много». Как сообщил Игорь Милютин, директор ООО «Пегас-Новосибирск», в столице СФО под маркой «Пегаса» уже работают три агентства, ряд заявок находится на стадии рассмотрения. «Думаю, в сентябре начнут работать ещё пять агентств», - уточнил Игорь Милютин. «Пегас» - не первый федеральный туроператор, приступивший к формированию в регионе собственной агентской сети. Однако, исходя из предварительной информации, формируемая сеть обещает стать самой крупной. Это, по мнению экспертов, весьма логично, учитывая занимаемую оператором долю рынка. Усилия в аналогичном направлении предприняли большинство крупных игроков сибирского рынка, открывая филиалы, назначая уполномоченные агентства или продавая франшизу. При этом глубина вхождения в рынок определяется стоящими перед оператором задачами. Так, по словам Галины Машуховой, директора отправляющего офиса TEZ-tour в Новосибирске, оператор не планирует в ближайшее время серьёзно расширять сеть уполномоченных агентств. «Нет задачи, чтобы вывеска висела на каждом углу. Достаточно двух-трёх агентств. Главное, чтобы они соответствовали качеству продукта туроператора», - подчеркнула Галина Машухова. «Натали Турс», первый из федеральных туроператоров, вышедший в 2009 году на региональный рынок с собственным проектом создания розничной сети на основе франчайзинга, жёстко регламентировал её размеры: одно агентство на 500 тысяч населения. Согласно информации, опубликованной на официальном сайте компании, на данный момент под её брендом работают агентства в 16 городах России, а сам проект планируется развивать и в дальнейшем. В том, что франшиза – нормальный шаг, направленный на освоение региональных рынков и увеличение прибыли, убеждена Наталья Куцевол, председатель правления РОСТ Сибири. «Это грамотный процесс продажи товаров потребителю - когда выигрывают обе стороны: продавец реализовывает товар раскрученной марки, который обычно «сам себя продает», а потребитель имеет не только выгодную, но и одинаковую во всех точках продаж стоимость и качество товара», - поясняет эксперт. В то же время специалисты не исключают, что заявленные «Пегасом» планы окажут влияние на дальнейшее развитие местных рынков. По мнению Елены Зуевой, директора новосибирской турфирмы «КАССИ-Туризм», произойдёт определённое перераспределение клиентских потоков. «Рынок состоит из разных сегментов. Думаю, агентствами «Пегаса» будет занята как раз ниша недорогих туров», - полагает эксперт. При этом Елена Зуева отмечает, что развитие франчайзенговых сетей не приведет к полному исчезновению обычных агентств, так как каждый оператор обладает ограниченным ассортиментом предложений, а туристы хотят ездить по всему миру. Вероятные упрёки в возможной монополизации рынка предупреждает руководитель «Пегас-Новосибирск». «У турфирм остаётся право выбора, - уверен Игорь Милютин. - Часть агентств после знакомства с нашими требованиями отказываются от франшизы, изъявляя желание остаться независимыми. Думаю, шаг «Пегаса» не вызовет никакого ажиотажа на агентском рынке и не будет толчком к его переделу. Мы же будем стремиться к тому, чтобы улучшить качество обслуживания и станем пристально следить за агентствами, вступившими в проект». Тем не менее, Игорь Милютин предполагает, что туристы «пойдут на вывеску», и турфирмы, взявшие франшизу, получат дополнительный объем, что в свою очередь может повлиять на положение мелких агентств, открывающихся на сезон. Разделяет это мнение Галина Дудина, президент Ассоциации туристических организаций Красноярского края, гендиректор туркомпании «Самей»: «У каждого агентства наработана своя клиентура и, по большому счету, все жители знают, кто с кем работает. Оттого, что кто-то из них возьмёт франчайзинг, ничего не изменится, так как компания от этого не станет предоставлять более качественные услуги». Показательна реакция туристского рынка Алтайского края, где единственным заказчиком прямых выездных программ минувшим летом выступал «Пегас Туристик». Крупные барнаульские агентства, не первый год работающие на местном рынке, не спешат вставать в очередь за франшизой. «У тех агентств, которые с первого дня работают с «Пегасом» и делают ему объёмы, давно есть максимальная комиссия, - объясняет свою позицию Ольга Ришко, директор агентства путешествий «ГЛЭМ-ТУР». – И мы пока не видим смысла брать франшизу, так как хотим иметь альтернативу, чтобы работать по направлениям, которые есть у «Пегаса», и с другими операторами. Для нас в первую очередь важно то, чтобы у клиентов была свобода выбора. Что будет завтра, покажет время. Я допускаю мысль, что года через три и мы можем оказаться под вывеской «Пегаса» или какого-то другого оператора». Другое мнение у Егора Павлова, директора барнаульского офиса сети турагентств «Мастер отдыха», проработавшего под этой вывеской более двух лет и решившего сменить её на более узнаваемую. «Считаю, что шаг, сделанный «Пегасом», приведёт к перераспределению нашего рынка, - говорит эксперт. – Поэтому мы и взяли франшизу. Так мы не теряем своих клиентов, но можем рассчитывать на появление новых, которые «придут на бренд». Анализируя продажи, мы видим, что в первую очередь продаём именно продукт «Пегаса», по крайней мере, по его направлениям. Это меня и привлекло. Мы продолжаем ту же работу. Что же касается направлений, которых у «Пегаса» нет, то здесь нам никто запретов не ставит. Более того, заявляется, что будет достигнута договорённость о повышенной комиссии от операторов, предлагающих другие виды отдыха». |