01.11.2010  Нераскрытый потенциал

   Около полутора миллионов человек ежегодно посещают Хакасию. Такие цифры озвучил Виктор Зимин, глава республики, в одном из выступлений в прессе в сентябре 2010 года. По информации республиканского Минспорттуризма, только на озёрах Ширинского района в этом году отдохнули более 785 тысяч человек. Эти данные сопоставимы с ежегодными объёмами турпотоков на Алтае и Байкале - регионов, которые традиционно считаются более популярными среди туристов. Хакасия для многих и во многом остаётся terra incognita. При этом игроки местного туррынка убеждены, что туристов здесь могло бы быть гораздо больше, мешают этому две беды – дороги и отсутствие рекламы региона за её пределами.
   Туристский потенциал республики эксперты считают безграничным: здесь есть уникальные пресные и солёные озера, грязи и минеральные источники. Разнообразный ландшафт позволяет организовывать экологические маршруты, сплавы и восхождения, охотничьи и рыболовные туры. В республике развит спелеотуризм - на её территории находятся более 160 пещер. Стабильный интерес у туристов вызывает и этническая культура хакасов. Главной же изюминкой Хакасии, по мнению местных туроператоров, является большое количество сохранившихся археологических памятников - их здесь около 30 тысяч. Это и наскальные рисунки, и руины древних городов, и оборонительные укрепления, и горные плавильни, и святилища, и тысячи могильников и захоронений. Здесь расположен самый известный памятник Тагарской культуры и один из древнейших памятников сибирской старины – Салбыкский курган, датируемый учёными V веком до н.э., ровесник греческого Акрополя.
   Богатство ресурсов открывает возможности для организации отдыха различных категорий туристов практически в любое время года. Пока же туризм здесь в первую очередь летний, а республику преимущественно посещают жители соседних регионов – Кемеровской области и Красноярского края, которые приезжают сюда на выходные на собственных машинах, чтобы отдохнуть на тёплых солёных озерах. Поток организованных туристов значительно ниже, в их числе жители Москвы, Санкт-Петербурга, Урала и Новосибирской области. По словам Татьяны Егоровой, директора турфирмы «Саяны ЭкоТур», данную категорию туристов в большей степени интересуют экскурсионные и активные туры. Люди, приезжающие издалека, как правило, задерживаются в республике на одну-две недели. Доезжают до Хакасии и иностранцы – туристы из Германии, Польши, Венгрии и других европейских стран. Интересен факт, что, побывав однажды в Хакасии, многие люди возвращаются сюда снова.
   Туристов в республике могло бы быть гораздо больше, убеждены участники рынка. Они считают, что рекламы региона катастрофически мало. «Однажды на выставке в Новосибирске нас спрашивали: «Где находится Хакасия? Не рядом ли с Абхазией? И вообще - в России ли это?» Даже в Сибири нас знают плохо, что говорить о более отдалённых регионах и зарубежных странах. В итоге получается замкнутый круг: нет рекламы – нет туристов, нет туристов – нет денег на рекламу», – рассуждает Татьяна Егорова.
   Отсутствие информации не единственный фактор, сдерживающий развитие туризма в Хакасии. Эксперты также называют и общие проблемы для всех регионов Сибири: большие расстояния, дорогие билеты, неразвитая инфраструктура, недостаток квалифицированных кадров. Вячеслав Зырянов, директор турфирмы «Сибинтур», говорит об этом коротко: «Основные проблемы Хакасии – дороги и экскурсоводы». По его мнению, непрофессионализм гидов заставляет краснеть всех, кто более или менее знаком с историей региона. «Для решения проблемы нужно разрабатывать единые стандарты, возможно, проводить аккредитацию экскурсоводов», – считает эксперт. Инна Поддубровская, директор турфирмы «Дискавери», также указывает на отсутствие единых стандартов обслуживания в хакасских гостиницах и на турбазах.
   Однако особые нарекания вызывают всё-таки дороги. «Федеральные автотрассы в Хакасии очень хорошие, но так как все объекты показа находятся в стороне, добраться до них не так-то просто, – рассказывает Татьяна Егорова. – К примеру, в октябре погода ещё позволяет предлагать экскурсии в Сундуки (горная гряда, которую многие называют «обсерваторией древних», – STI), но проехать туда в это время просто не возможно».
   Вопреки всем этим проблемам туроператоры отмечают, что въездной туризм в регионе жив, а нынешний летний сезон прошёл неплохо - гораздо лучше кризисного 2009-го. «У нас было много туристов из Москвы и Подмосковья, – отмечает Инна Поддубровская. – Не знаю, с чем связан рост. Возможно, закончился кризис, возможно, свою роль сыграли пожары в центральной части России». Однако докризисных объёмов, как и большинству других регионов, Хакассии этим летом достичь не удалось. Свою лепту внесла погода. «Из-за дождей у нас сорвались поездки сразу нескольких групп в Ергаки, – сетует Вячеслав Зырянов. – Достаточно много свободных мест было и на хакасских турбазах».
   Впрочем, специалисты, работающие на туристском рынке региона, в разговорах о перспективах, чаще всего демонстрируют позитивный настрой. Даже в отсутствии дорог они склонны видеть свои плюсы! Ведь добраться до памятников истории сейчас не могут не только организованные туристы, но и вандалы - ещё одна «больная» тема хакасского туризма. Опрошенные специалисты осознают, что в одиночку все трудности не преодолеть - нужно объединение усилий всех участников рынка, профильного министерства и хакасского университета. Возле памятников истории, по мнению специалистов, нужно создавать музеи, обеспечивать охрану, создавать минимальные удобства для туристов – строить стоянки, закусочные.
   Надежды на изменение ситуации в туристской отрасли Хакасии туроператоры связывают с работой республиканского Минспорттуризма, созданного в 2009 году. Республиканские власти приступили к созданию туристской инфраструктуры на Салбыкском кургане и кургане Барсучий лог. «Работа министерством ведётся, и она заметна. Появляются проекты, программы, – отметила в разговоре Инна Поддубровская. – Радует то, что власти стали прислушиваться к мнению турбизнеса при решении отраслевых вопросов». Впервые за много лет нынешней весной местным туроператорам была оказана помощь в участии в выставках. «Министерство предоставило нам транспорт. Это большое подспорье, – говорит Татьяна Егорова. – В основном все выставки проходят весной, а это не самое «денежное» время у туроператоров, которые занимаются въездным туризмом. Туризм помогает развивать многие отрасли экономики - гостиничный бизнес, сферу общественного питания и другие. Осознание этого только начинает появляться в республике».
   Весьма перспективным участникам рынка видится сотрудничество в сфере туризма с Тувой и Красноярским краем. «В Хакасии нет крупного оператора, который смог бы консолидировать работу в регионе. Для реализации новых проектов, строительства туристских объектов нужны инвесторы, и помощь соседей в этом вопросе была бы весьма кстати», – отмечает Инна Поддубровская. Совместные проекты у турфирм регионов существуют давно, а нынешним летом был сделан ещё один шаг в данном направлении – проведён первый межрегиональный инфо-тур для представителей турбизнеса и СМИ, организованный туристскими администрациями Красноярского края, республик Хакасия и Тува. В рамках мероприятия состоялось межрегиональное совещание, на котором руководители отраслевых министерств трёх субъектов федерации договорились о формирование единого туристско-информационного пространства и координации деятельности в формировании и продвижении туристских продуктов. По мнению Татьяны Егоровой, в вопросах объединения усилий регионов нужно идти ещё дальше: на международные рынки следует выходить с рекламой бренда Сибири, а не отдельно Хакасии или какого-то другого региона. «Иностранцам по большому счёту все равно, приезжают они в Красноярск, Хакасию или Туву. Главное для них – за одну поездку получить больше впечатлений».