01.12.2010  Развитию туризма на Южном Урале мешают федеральные чиновники

   Власти Челябинской области объявили ребрендинг – вместо глубоко металлургического региона на выходе должна получиться территория с развитой сферой услуг, в том числе, туризмом. Как сообщает «Новый регион», в первых рядах по диверсификации экономики в этом направлении – Саткинский район. За 2010 год поток желающих посетить знаменитые пороги и долину реки Ай, пещеры, Национальный парк Зюраткуль, заняться скалолазанием, прокатиться на упряжках или лошадях либо пожить в экодеревнях вырос, как минимум, в три раза.
   Сюда едут отдыхать из Екатеринбурга, Перми, Самары и Уфы. Свою роль в росте популярности южноуральского туризма сыграли относительная стабилизация экономики и жаркое лето. Но туристов могло быть и больше, если бы бизнесу позволили развиваться. Причем с региональными и местными властями у предпринимателей «совет да любовь». Сатке, как моногороду, удалось выйти на Минрегионразвития РФ и получить средства на реализацию комплексного инвестиционного плана, основным пунктом которого является туризм. Муниципалитет, получив эти деньги, предоставляет предпринимателям гранты, субсидии по рекламной деятельности, берет на себя часть погашений по лизинговым платежам. Однако, как ни парадоксально, выделяя одной рукой средства на развитие малых и средних предприятий, другой федеральный центр перекрывает пути для развития туризма.
   Речь идет о размещении инвестиционных площадок для этого бизнеса и необходимой ему инфраструктуры на землях федерального подчинения, к которым относится, в частности, Национальный парк Зюраткуль. По словам начальника отдела туризма министерства физической культуры, спорта и туризма Челябинской области Александра Филиппова, на фоне туристических ресурсов, которых в регионе предостаточно, мест проживания и вообще объектов сферы услуг крайне мало. При этом в основном в казну идут поступления от гостиничного бизнеса и общепита. «Сами туристические услуги дают на десять порядков меньше налогов, – заявил Филиппов. – Но инвесторов в туризме нет, так как нет готовых рекреационных площадок. Когда они будут, инвестор придет».
   А вот когда эти площадки будут – на этот вопрос представитель регионального министерства ответить не смог. Как пояснил г-н Филиппов, сейчас в области готовится целевая программа по развитию туризма, рассчитанная на 2011-2016 годы. В ее рамках планируется провести дороги, ЛЭП к туристическим комплексам, построить очистные сооружения. Но вот ликвидировать проблему с отношением федеральных чиновников посредством этого документа явно не получится. А ликвидировать ее надо, в этом уверены и представители муниципалитета, и южноуральского министерства, и сами туроператоры. «Огромная проблема – выделение земельных участков для туристического развития. Есть проекты и программы, но земли не выделяются. Все памятники природы, леса – земли федерального значения, под базы отдыха их выделить невозможно, а цена за аренду настолько неподъемна, что в конечном итоге стоимость отдыха на Южном Урале выйдет дороже, чем заграницей», – считает исполнительный директор турфирмы «Урал-Турист-Сатка» Наталья Банникова.
   По данным министерства, предпринимателям приходится по несколько лет выбивать земельные участки. Так, в Кусе на это потратили 4 года. «Четыре года для получения земли, три года для строительства горнолыжного курорта уровня Абзаково. Но там не инвестор, а хозяин был. Инвестор бы не дождался», – считает Филиппов. В другом случае на землях гослесфонда решили поставить тюбинговую трассу для любителей экстремального отдыха. Однако они выделяются на основании тендера, а более в Саткинском районе участком никто не заинтересовался. Тогда гослесфонд вообще отказался от идеи предоставлять эти земли для развития туризма.
   И это еще оптимистичный вариант. В другом случае предпринимателя, решившего построить горнолыжную трассу и даже получившего разрешение от лесхоза на вырубку, не предупредили, что у данного участка уже есть арендатор. В результате вместо объекта туризма за незаконную вырубку бизнесмен получил от суда 3 года. «Надзорные органы у нас работают четко, они не понимают, что там люди вкладываются», – прокомментировал ситуацию с инвестициями Александр Филиппов. По его словам, вопросы нужно решать в Минприроде РФ, причем не только Челябинской области, но и всей России. «Так же страдают и алтайцы, и байкальцы», – заявил Филиппов. Поэтому сейчас региональные чиновники старательно подбирают слова для диалога с федеральными коллегами.
   Между тем, турбизнес не просто отказывается на время от идей расширения. Как сообщила Наталья Банникова, некоторые туроператоры с этого года перестали проводить экскурсии на территории Нацпарка Зюраткуль из-за противоречий с местным начальством. «У нас при выезде каждой группы туристов – конфликты с Нацпарком из-за платы за въезд, мусорных ям (хотя мы уже приучили туристов увозить все с собой из парка), отсутствие должного объема туалетов, негатив от грунтовой дороги», – заявила Банникова. По ее словам, с федералами турбизнес бьется уже десятилетие. При этом Александр Филиппов считает, что дело в банальном человеческом факторе – руководителе Нацпарка. «У природного парка «Оленьи Ручьи» в Свердловской области статус тот же, федеральный. А ситуация совершенно другая», – сообщил Филиппов.