26.12.2010 В Ростове Великом появится музей русских дорог Мало какой город в России может сравниться с Ростовом Великим по количеству первоклассных архитектурных памятников. Однако судьба одного из них до последнего времени была весьма незавидной, а печальный финал, казалось, был уже близок и неотвратим. Все, кто заходит на территорию Ростовского кремля (его точнее называть Митрополичьим двором) видят справа и сзади от входа остатки двухэтажного сооружения, кладка которого выдает его весьма почтенный возраст. Это – построенный в конце XVII века Конюшенный двор, единственный конюшенный двор в России, относящийся к эпохе митрополита Ионы Сысоевича и св. Дмитрия Ростовского. В 1978-м, когда на Ростов перед московской олимпиадой начали наводить «экспортный глянец», Конюшенный двор, выглядевший в то время как ничем не примечательный жилой дом, был приговорен к сносу. На его месте должна была появиться стоянка для туристических автобусов. Но когда бульдозеры принялись за дело, на крепостной толщины стенах из-под толстых слоев штукатурки проступили очень характерные для XVII века наличники. Снос тогда отменили. Но денег на реставрацию не дали ни в советскую, ни в постсоветскую эпохи. «Мне доводилось видеть перспективные планы исторической части Ростова, – рассказывает недавно назначенный директор музея-заповедника «Ростовский кремль» Наталия Каровская, – Конюшенного двора на них, увы, уже не было. Но варварство все-таки удалось остановить, и только в этом году на консервацию того, что осталось от выдающегося памятника, было выделено 13 млн. рублей». Более того, были не только выделены средства, но и определена дальнейшая судьба Конюшенного двора – в нем разместится единственный в России Музей дорог. Что само по себе весьма символично, ибо с момента своего рождения здание, представляющее собой квадрат двухэтажных стен с просторным внутренним двором, на протяжении многих веков служило именно приютом для тех, кто проезжал по одной из главных и самых красивых дорог России – дороге на Север. Что же будет представлять собой будущий музей? Концепция его создания исходит из того, что русский конюшенный двор – весьма сложный и многообразный хозяйственный комплекс. В него входили жилье для проезжающих и для обслуги, каретный сарай, хозяйственные службы, склады, в том числе тот, где хранилось оружие, а это вещь во все времена на русских дорогах небесполезная. «В музее, – рассказывает г-жа Каровская, – будет несколько секторов. Один мы посвятим истории развития русских дорог. Между прочим, в XVIII, скажем, веке, наши дороги были куда лучше европейских. Другой – типам дорог. Третий – технологиям их строительства и дорожным покрытиям – брусчатому, в торец, булыжному, деревянному и другим. Еще один сектор – история мостов и ямских станций. Безусловно, будет особый «живописный» отдел, посвященный сценам дорожной жизни. Вспомните, хотя бы «Последний кабак у заставы» или «Чаепитие в Мытищах». И, разумеется, сделаем особую экспозицию, посвященную тому, без чего еще в позапрошлом веке немыслима была русская дорога – колокольчикам». Предусматривается также особый гараж для ретроавтомобилей. Создателям нового музея представляется весьма перспективной идея его связи с ежегодно проходящим в Мышкине фестивалем старой техники «Самоход». Как сказал бы известный пассажир автомобиля марки «лорен-дитрих», ударим реатроавтопробегом Ростов – Мышкин по бездорожью и разгильдяйству, царящим ныне на весьма живописной, проходящей через древний Борисоглеб, дороге Ростов – Углич (с дальнейшим путем на Мышкин). Новый музей станет еще и пристанищем для ретроэкипажей новой постройки, на которых туристы будут осматривать город. Ростову, которому так не хватает возвращения его официального титула «Великий», через два года исполнится 1150 лет. За последние десять лет город ощутимо прибавил в туристическом «весе» – появилось свыше десяти новых гостиниц, открылись интересные музеи (в частности, музей ростовского купечества). В областной администрации, тем не менее, считают, что его туристический потенциал используется в весьма небольшой степени. И будущий музей дорог, первую очередь которого предполагается открыть к юбилею, несомненно, немало поспособствует реализации этого потенциала. |