13.01.2011 Получат ли туристы компенсацию за испорченный новогодний отдых? Вчера председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин сообщил, что ведомство начинает проверку компании «Аэрофлот» и крупнейших аэропортов Москвы. По его словам, «проверки вызваны тем предновогодним хаосом, который творился в московских аэропортах». В период с 25 по 29 декабря из-за ледяного дождя в столице было задержано более 350 рейсов, еще 200 отменили. Аэропорт «Домодедово» был обесточен почти на 12 часов, а «Шереметьево» не справлялся с обработкой техники и полос реагентами против льда. Тысячи человек томились в залах ожидания. «Контрольно-надзорные мероприятия» в этот период проводила и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). В результате было выписано 50 инспекторских предписаний, из которых почти половина – за «непринятие возможных мер по информированию пассажиров». Теперь туроператоры и перевозчики ожидают массовых исков клиентов, которые были вынуждены коротать отпускные дни на полу в залах аэропорта или отказаться от поездок. Несмотря на большое количество пострадавших, серьезные денежные потери авиакомпании вряд ли понесут. Материальные компенсации эксперты называют «издевательскими», а случаи возмещения морального ущерба в российской практике почти не встречаются. Пока обращений в контролирующие органы, к перевозчикам и туроператорам немного из-за того, что люди только вернулись из новогодних поездок. На горячую линию Роспотребнадзора поступило около 20 обращений с жалобами на авиакомпании. С претензиями в «Трансаэро» напрямую обратились чуть больше 10 человек, и массовых исков они не ожидают. В пресс-службе «Аэрофлота» пообещали разобраться со всеми жалобами и возместить ущерб согласно закону, но цифры не уточнили. По Воздушному кодексу, пассажирам положена компенсация в 25 рублей за каждый час задержки рейса. «Но общая сумма не должна превышать 50% от стоимости билета, – поясняет пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. – Сейчас ничего не известно по поводу компенсаций морального вреда авиапассажирам. Роспотребнадзор проверяет документы и поставщиков техсредств авиаперевозчиков. Может быть, эта проверка чем-то поможет». Сопредседатель Клуба защиты туристов Роман Бобылев замечает, что пострадавших в предновогоднем авиаколлапсе следует поделить на две группы: авиапассажиры и туристы. К первым можно отнести тех, кто путешествовал сам по себе. «Для этой категории пассажиров проблем с компенсациями стоимости билетов в случае отказа от полета нет. Между авиаперевозчиками достигнута договоренность о выплате полной стоимости билетов без штрафных санкций. Но и здесь есть один нюанс: деньги обещают вернуть в срок до 40 дней, тогда как обычно он составляет 10 дней», – говорит г-н Бобылев. Кроме того, следует обращаться в авиакомпании в случае дополнительных материальных затрат – питание, такси, связь. По словам Романа Бобылева, вернуть потраченное получится, если сохранились чеки и транспортные накладные. В этом случае следует отправить в авиакомпанию письменную претензию с указанием условий и приложить документы. Если перевозчик отказывается добровольно удовлетворить требования, то пассажир может обратиться в суд. Ситуация с туристами, которые приобретали у операторов полный пакет, складывается сложнее. Поскольку еще проводятся проверки, в том числе и Генпрокуратуры, и виновные окончательно не установлены, претензии можно будет сформировать только по их итогам. «Мы рекомендуем направлять требования о компенсациях к туристическим компаниям и туроператорам, у которых покупалась путевка. Те в свою очередь смогут уже предъявлять иски к установленным виновникам. Такой подход будет более эффективным», – полагает г-н Бобылев. А вот рассчитывать на компенсацию морального вреда россиянам практически не приходится. По словам Романа Бобылева, в российской судебной практике это не принято. Известен всего один случай, когда российский суд обязал авиаперевозчика – компанию «Трансаэро» – выплатить компенсацию за задержку рейса. Тогда российские туристы не могли вылететь из аэропорта Хургады в течение 28 часов. Каждый получил по 10 тыс. рублей, но прецедентом эта история так и не стала. |