02.02.2011  Турагентствам и малым авиакомпаниям угрожает массовое банкротство

   Такого количества бедствий, какое обрушилось на туристическую отрасль России, кажется, еще не переживал ни один вид бизнеса. То кризис, то стихия, то беспорядки, то акулы заставляли нервничать и туристов, и туроператоров. А теперь беда добралась и до воздушных ворот страны. Теракт в "Домодедово" может стать причиной возвращения в Россию "железного занавеса". На этот раз по причинам чисто техническим.
   Министр транспорта Игорь Левитин подписал распоряжение, в котором есть пункт о том, что количество разрешенных чартеров при составлении летнего расписания должно быть не больше, чем ежедневная пропускная способность российских аэропортов к сплошному досмотру граждан при входе в аэровокзалы. "Пропускная способность аэропорта по проведению указанного досмотра должна быть подтверждена расчетами-обоснованиями, исходя из наличия технических средств и допущенного персонала, утвержденными руководителем службы авиационной безопасности аэропорта по согласованию с начальником линейного отдела внутренних дел в аэропорту", - говорится в документе.
   В переводе на русский язык это означает вот что. После давки возле рамки металлодетектора на входе в "Домодедово", пассажиров призвали приезжать в аэропорт за 4-5 часов до рейса вместо рекомендованных 2-2,5. То есть время досмотра, по расчетам чиновников, увеличилось вдвое. Следуя логике распоряжения министра транспорта, можно предположить, что также вдвое будет сокращено и число чартеров из России.
   Между тем, уже на майские праздники, по мнению турбизнеса, может прийтись первый ажиотажный рост спроса на зарубежный отдых. Во-первых, именно на май сейчас отодвигают свой отдых многие туристы, купившие путевки в Египет. Во-вторых, именно в майские праздники берут отпуск многие из тех, чей отпуск не завязан на детские каникулы. В-третьих, с этого года многие компании повысили зарплаты своих работников, и именно к маю у них будут накоплены достаточные для поездки средства.
   Сокращение чартеров обязательно вызовет ажиотажный спрос на выкуп мест у туроператоров. Причем можно ожидать, что те авиакомпании, которым посчастливится "просочиться" в узкие рамки аэропортов, не только поднимут цены на авиабилеты, но и поставят туроператорам жесткие условия по заполнению самолетов: пустыми в этом случае никто летать не захочет. Нетрудно догадаться, что за все это заплатят туристы.
   Между тем, эксперт по авиационной безопасности Франции Кристоф Ноден в ходе видеомоста с Москвой посоветовал российским авиационным властям "не заниматься глупостями" и ловить не бомбы, а террористов. По его словам, тотальный досмотр на входе в аэровокзал практикуется только в странах Африки, что не мешает аэропортам этого континента быть самыми опасными. А в Европе, которую исламские фундаменталисты объявили целью№2 после США, не только в аэропорт пускают кого угодно, но даже собираются отменить ограничения на провоз жидкости и досмотр багажа.
   Почему же Минтранс вместо этого принял столь скандальное решение? Помимо высказанной Ноденом версии о низкой квалификации российской контрразведки, есть и еще одна неприятная догадка. Дело в том, что Минтранс давно и безуспешно воюет с чартерами и с малыми авиакомпаниями, которым недоступны регулярные маршруты. Так что нынешняя ситуация вполне может быть использована ведомством для того, чтобы убрать с рынка "малышей", оставив лишь чартерные подразделения крупных авиакомпаний.
   В этом случае российскому рынку авиаперевозок грозит не просто монополизация, сопровождающаяся ростом цен, падением сервиса и отказом авиакомпаний от перевозок в "невыгодные" места и в "невыгодное" время. Речь может идти о резком сужении возможностей организованного туризма из-за массового банкротства туркомпаний.
   Да и самостоятельные поездки смогут позволить себе только те, кто будет в состоянии оплатить весьма дорогие билеты (не стоит думать, что железная дорога поскромничает увеличить тарифы), зачастую – с пересадками на рейсы иных авиакомпаний за пределами России. В общем, такой экономический "железный занавес".